Сегодня важный день. Нам предстоит сменить обстановку и климатическую зону, перебравшись из уютной долины реки Чулышман в обширную долину реки Чуя. Для этого нужно проехать чуть больше ста километров через горы, пересечь Улаганское нагорье и Курайский хребет, спуститься на Чуйский тракт и проехать по нему еще 70 км, пересекая Курайскую степь. По алтайским меркам меркам это совсем немного. Но мы же будем не просто ехать. Мы будем постоянно останавливаться и заглядывать во все красивые места по пути. Так что займет это весь день.
Из долины Чулышмана только одна дорога - подъем на перевал Кату-Ярык
Всего четыре с небольшим километра, но каких.
При этой небольшой длине пути перепад высоты порядка 600 метров.
Далеко не весь транспорт может подняться. Некоторые машины буксуют, останавливаются, скатываются назад. Некоторые сразу нанимают трактор, чтобы вытянул их на перевал.
Но наши железные "Соболя" марки ГАЗ под управлением наших спокойных и опытных гидов-водителей Андрея и Алексея легко берут этот подъем. Причем, полностью груженые.
Попыток выйти по пути никто не делал ).
Виды по дороге шикарные. Пыль только мешает иногда. И встречный транспорт, с которым не везде можно разъехаться.
Перевал Кату-Ярык. Высота 1200 метров.
Можно расслабиться и с высоты посмотреть на проделанный путь.
Вообще с перевала шикарные виды во все стороны, много видовых площадок.
Здесь есть кафе, можно просто посидеть и выпить кофе. Можно даже переночевать.
Могу утешить тех, кто боится подобных дорог. Скоро будет новая дорога, подъем по которой будет гораздо проще.
Вторая видовая площадка не менее эффектна, чем первая.
Коллективное фото на память, и едем дальше.
Дорога становится совсем спокойной, просто идет по красивому хвойному лесу из ели, лиственницы и кедровой сосны, плавно набирая высоту.
Несколько однообразно и усыпляюще. Но заснуть не получилось. Через 11 км остановка, которая вызвала просто приступ энтузиазма у всех.
Урочище Калтреле, озеро Учкёль.
Фактически мы уже на Улаганском нагорье. Местность довольно пересеченная, но в целом видно, что это именно плато.
Следующая остановка - Пазырыкские курганы.
Группа состоит из пяти курганов скифского периода, датируемых VI-III вв. до н.э.
Место здесь действительно удобное для жизни. Вода рядом.
Были крупные поселения, рядом с которыми и появились погребения вождей в виде курганов
Лирическое отступление - местная еда
Еще 2.5 километра красивой дороги
очередной коровий кордон
и показался крупный населенный пункт - село Балыктуюль, с населением в 1340 чел.
После Балыктуюля выезжаем на дорогу с громким названием - Улаганский тракт. Тракт пока грунтовый, но работы по его превращению в нормальную дорогу ведутся.
Пройдя через еще более крупный населенный пункт Улаган с населенмем в 4000 чел, дорога поднимается на Улаганский перевал высотой 2100м
Вид с Улаганского перевала просто завораживает. Озеро Киделю всегда красиво и фотогенично.
Итак, через Улаганский перевал мы пересекли Курайский хребет, вернее сказать , объехали его. Теперь только вниз через Красные ворота в Чуйскую долину.
По пути встречаются очень живописные озера .
Да и вся дорога очень живописна. Когда ее доделают и проложат асфальт, путешествовать по ней будет очень приятно.
А вот и знаменитый скальный проход "Красные ворота".
После Красных ворот еще километров 8 замечательной грунтовой дороги
И мы в селении Ак-Таш.
Здесь есть кафе и много магазинов, можно пообедать и купить продуктов.
В кафе первый раз попробовал местного хариуса. Вкусная рыба.
Ак-Таш в буквальном смысле слова ключевое место. Здесь машина перестает трястись и подпрыгивать. Мы выезжаем на Чуйский тракт - одну из самых красивых дорог России.
Путешествие по Чуйскому тракту - вообще отдельная тема. Рядом с дорогой огромное количество исторических и природных достопримечательностей. Вокруг дороги великолепные виды, только успевай вращать головой.
Обо всем этом напишу позже.
А пока остановлюсь на одном из объектов, который входит в программу экскурсий по Чуйскому тракту. Это знаменитое Гейзерное озеро с чистейшей голубой водой.
На сегодняшний день Гейзерное озеро - один из самых востребованных объектов массового посещения.
Большая стоянка рядом с трассой. Простой подход к озеру - не очень длинная деревянная дорожка через болото. Вокруг озера тоже сделаны деревянные мостки.
Ну, и конечно, название привлекает. Многие люди, которые сюда приходят, стоят и терпеливо ждут, когда же проснется гейзер.
Да никогда не проснется по причине его отсутствия.
Озеро подпитывают один большой подземный родник и три поменьше. Поверхность дна — смесь голубой глины и песка, которая при увеличении притока воды из родников поднимается и оседает на дне, образуя причудливые узоры, похожие на те, что оставляют гейзеры на поверхности земли. Так что название Гейзерное озеро - это скорее маркетинговый ход. Тем более , что подход к озеру платный, через территорию туристической базы
Место действительно красивое и виды вокруг просто завораживают.
К Чуйскому тракту невозможно привыкнуть. Он все время разный, за каждым поворотом что-то новое. Очень красивая дорога.
Поэтому, прежде чем двинуться дальше, нужно протереть запылившиеся стеклышки
Впереди Курайская степь
И кульминация сегодняшнего дня - панорама Северо-Чуйского хребта
Панорамы во все стороны света здесь совершенно потрясающие.
Но вот с видом на Северо-Чуйский хребет неувязочка. Направление взгляда на юго-запад. Солнце контрит (светит в глаза) и хорошие кадры просто не получаются. Я решил вернуться сюда в более удобное время и мы уехали селиться на базу.
Маленькая, незаметная база отдыха, затерянная среди холмов. Если не знать, где она, вообще не найдешь.
Много домиков, и что важно, все теплые и с удобствами внутри
И полностью оборудованная кухня с общим залом.
Не база, а просто праздник души.
Называется эта база Алтын Сай, по имени хозяйки.
А я бы добавил еще одно название - В гостях у суслика.
Просто потому что сусликов там огромное количество. Но как-то никому они не мешают. Вполне мирное сосуществование.
Пока готовился ужин, я решил сгонять на ближайшую горку, посмотреть как выглядит Северо-Чуйский хребет на закате.
А теперь главное - вид на юг, на Северо-Чуйский хребет
Уже лучше, чем было. Но все равно красок не хватает. Придется сгонять еще раз, на рассвете.
Спускаюсь, пока совсем не стемнело.
К ужину практически успел. Всего лишь полказана плова к моему приходу уже успели разложить по тарелкам. Вкусно получилось, судя по лицам.
Хороший получился день. Такое маленькое расстояние в пути, но какой-же он был длинный.
Завтра обещают еще лучше )). Главное , чтобы погода не подвела.
Продолжение следует...