Найти тему
Мир чудес

Проклятие кольца Сенициана

В 1785 году, во время вспашки поля, расположенного неподалеку от деревни Силчестер в графстве Гэмпшир, было найдено кельтское кольцо, изготовленное в 4–5 вв. Золотой десятиугольник диаметром 25 мм и массой 12 г, с изображением Венеры и надписью «SENICIANE VIVAS IIN DE» («Сенициан, живи в Боге»). Судя по всему, надпись была сделана позже.

Кольцо Сенициана
Кольцо Сенициана

Через 10 лет, в ходе археологических раскопок в 160 км от Силчестера, в месте, где раньше стоял кельтский храм, была обнаружена свинцовая табличка с проклятием в адрес некоего Сенициана:

«Богу Ноденсу. Сильвиан потерял кольцо и даст за находку его Ноденсу половину стоимости. Из тех, кто носит имя Сенициан, никто не будет здоров до тех пор, пока не принесёт его в храм Ноденса».
 Табличка с проклятием
 Табличка с проклятием
Миланский эдикт: „С давних пор, считая, что не следует стеснять свободу богопочитания, но, напротив, надо предоставлять уму и воле каждого заниматься Божественными предметами по собственному выбору, мы издали повеление как всем другим, так и христианам хранить свою веру и свое богопочитание. Но так как в указе, содержавшем это разрешение, были упомянуты неопределенно многие и различные вероисповедания, то, возможно, некоторые вскоре лишились возможности хранить свою веру.“ (др.-греч. Ἤδη μὲν πάλαι σκοποῦντες τὴν ἐλευθερίαν τῆς θρῃσκείας οὐκ ἀρνητέαν εἶναι, ἀλλ᾿ ἑνὸς ἑκάστου τῇ διανοίᾳ καὶ τῇ βουλήσει ἐξουσίαν δοτέον τοῦ τὰ θεῖα πράγματα τημελεῖν κατὰ τὴν αὐτοῦ προαίρεσιν ἕκαστον, κεκελεύκειμεν τοῖς τε Χριστιανοῖς τῆς αἱρέσεως καὶ τῆς θρῃσκείας τῆς ἑαυτῶν τὴν πίστιν φυλάττειν· ἀλλ᾿ ἐπειδὴ πολλαὶ καὶ διάφοροι αἱρέσεις ἐν ἐκείνῃ τῇ ἀντιγραφῇ, ἐν ᾗ τοῖς αὐτοῖς συνεχω- ρήθη ἡ τοιαύτη ἐξουσία, ἐδόκουν προστεθεῖσθαι σαφῶς, τυχὸν ἴσως τινὲς αὐτῶν μετ᾿ ὀλίγον ἀπὸ τῆς τοιαύτης παραφυλάξεως ἀπεκρούοντο)".
Миланский эдикт: „С давних пор, считая, что не следует стеснять свободу богопочитания, но, напротив, надо предоставлять уму и воле каждого заниматься Божественными предметами по собственному выбору, мы издали повеление как всем другим, так и христианам хранить свою веру и свое богопочитание. Но так как в указе, содержавшем это разрешение, были упомянуты неопределенно многие и различные вероисповедания, то, возможно, некоторые вскоре лишились возможности хранить свою веру.“ (др.-греч. Ἤδη μὲν πάλαι σκοποῦντες τὴν ἐλευθερίαν τῆς θρῃσκείας οὐκ ἀρνητέαν εἶναι, ἀλλ᾿ ἑνὸς ἑκάστου τῇ διανοίᾳ καὶ τῇ βουλήσει ἐξουσίαν δοτέον τοῦ τὰ θεῖα πράγματα τημελεῖν κατὰ τὴν αὐτοῦ προαίρεσιν ἕκαστον, κεκελεύκειμεν τοῖς τε Χριστιανοῖς τῆς αἱρέσεως καὶ τῆς θρῃσκείας τῆς ἑαυτῶν τὴν πίστιν φυλάττειν· ἀλλ᾿ ἐπειδὴ πολλαὶ καὶ διάφοροι αἱρέσεις ἐν ἐκείνῃ τῇ ἀντιγραφῇ, ἐν ᾗ τοῖς αὐτοῖς συνεχω- ρήθη ἡ τοιαύτη ἐξουσία, ἐδόκουν προστεθεῖσθαι σαφῶς, τυχὸν ἴσως τινὲς αὐτῶν μετ᾿ ὀλίγον ἀπὸ τῆς τοιαύτης παραφυλάξεως ἀπεκρούοντο)".

Учёные предположили, что речь идет об одном и том же Сенициане, который, судя по всему, не только не вернул кольцо, но и сделал на нем новую надпись со своим именем.
Долгое время датировка кольца была очень широкой: II—V века. Но сопоставление с другими похожими артефактами позволило более точно определить временные границы его изготовления. Дело в том, что кольцо Сенициана — не единственное в своём роде: оно относится к так называемому «типу Бранкастер».
Найдены уже десятки колец этого типа, большинство из них сделаны из серебра, и только некоторые — из золота. Этим они отличаются от основной массы колец римского времени, которые чаще делали из бронзы. А более поздние, англосаксонские, намного проще по форме. Гравировки на щитках среди прочего включают сюжеты с христианским подтекстом, следовательно, они относятся к периоду широкого распространения христианства после Миланского эдикта.

В 1928 году археологи Мортимер и Тесса Уилеры, приступая к новым раскопкам в Лидни, обратились за консультацией по культу Ноденса к оксфордскому профессору англосаксонской истории и филологии Джону Рональду Руэлу Толкину.
Ученые познакомили Толкина с историей кольца. В 1932 году вышел отчет Уилеров о раскопках в Лидни, в который было включено исследование Толкина. А через полгода Толкин завершил работу над рукописью «Хоббита». Сейчас кольцо экспонируется вместе с первым изданием «Хоббита» и копией таблички с проклятием.