Эффект неожиданности в Петербурге - ходовой приём. Вот едешь первый раз в Музей петербургского авангарда, перебирая известные фамилии, представляя альтернативу классическому искусству, а оказываешься в лирическом патриархальном пространстве деревянного дома. Всё встает на свои места, когда узнаешь историю места и его обитателей. А главный обитатель - Михаил Матюшин, представитель "органического направления" в авангарде, согласно которому человек - ученик природы и всё находится в созвучии и взаимосвязи с ней .
Когда-то на Аптекарском острове расположился целый участок подобных деревянных домов. Им владел Литературный фонд. Фонд поддерживал молодых поэтов и писателей, сдавая комнаты недорого, а иногда бесплатно. Матюшин в их числе. Окунаясь в его биографию, получаешь уроки из вечности: и про крепкое супружество, и про то, как объединять людей, про то, как в доме поселяется эпоха, и самое главное - как не проглядеть знаки судьбы и не быть расточителем возможностей.
Сто лет прошло с тех пор, как шумел русский авангард. Само это понятие, объединившее "левые" течения в искусстве, появилось позже. Более века назад родились те, с чьими именами его связывают. И это было совсем другое время.
Михаил Матюшин родился в год отмены крепостного права в семье крепостной Ирины Петровны Матюшиной. У неё было шестнадцать детей. Холера 1857 - 1858 забрала её мужа и девять детей. Михаил Васильевич родился от связи с Николаем Сабуровым (выходец из известной актерской семьи, служивший бухгалтером). Матюшина растила сына одна. Жили бедно. У маленького Михаила не было сапог - бегал босым.
Зато мальчик был одарён и восприимчив к прекрасному. "Я рос деревцем на свободе, и жизнь сама делала мне прививки лучших плодов литературы, музыки, живописи, архитектуры - оставалось быть внимательным и не проходить разиня рот мимо того, что жизнь так щедро и богато показывает".
Матюшин рано выучился читать и писать. Серьёзно увлёкся рисованием. С пяти лет Матюшин начал самостоятельно учиться музыке, следуя примеру старших братьев и квартирующих музыкантов. Гитара, гармонь, скрипка. К шести годам он исполнял все песни, которые слышал. Долгое время Михаил пел в церковном хоре. В девять смастерил свою первую скрипку.
Свидетели его талантов отвели Матюшина к директору нижегородской консерватории А.И. Виллуану. Там он находился под руководством помощника директора. Тот поручал Матюшину заменять его в приюте, где сироток обучали церковному пению. В 11 лет уже свободно справлялся с обязанностями преподавателя.
Дальше переезд в Москву. Консерватория, Н.Г. Рубинштейн. Учился Матюшин у С.И. Танеева. Встречал Чайковского. Приходилось постоянно подрабатывать: уроки музыки, настройка рояля, игра в кабачках. Потому полного курса консерватории Матюшин не кончил. И по этой же причине не принял предложение учиться в Строгановском училище ( к тому времени он увлекся рисунком с натуры).
В 1882 набирали музыкантов для Придворного оркестра в Петербурге. Матюшин прошел конкурс и был принят на должность скрипача. Репертуар включал и классику, и современность. Матюшин оказался в эпицентре культурных событий. В 1885 вступил в свой первый брак.
Увлечение живописью Михаила Васильевича не оставляло. Через жену он знакомится с художником И.Е. Крачковским и начинает учиться в школе Общества поощрения художеств.
В качестве переводчика он ездил в Париж, на Всемирную выставку. Там он вдохновлялся признанными шедеврами мирового искусства и его новейшими течениями. Догадайтесь, как Матюшин выучил французский? Всё то же окружение детства: в их доме жила гувернатка-француженка.
В мастерской Ционглинского, в которой он занимался три года, происходит очередная судьбоносная встреча: Матюшин знакомится с поэтессой и художницей Еленой Гуро, которая становится не только его супругой, но и единомышленницей в творчестве. Вместе они переходят в частную школу, где преподавали Л.Бакст и М. Добужинский.
Гуро и Матюшин приняли участие в выставке "Импрессионисты" в 1909, которую организовал Н. Кульбин . Знакомятся с братьями Бурлюками, Каменским и В. Хлебниковым.
К концу года образуется объединение раннего авангарда "Союз молодежи", "нечто вроде клуба-музея , где могло бы происходить общение, знакомство между художниками, а главное, где можно было бы свободно знакомиться со своими произведениями, слышать внимательную и свободную оценку и таким образом выявлять новые дарования".
Затем Гуро и Матюшин учреждают издательство "Журавль". Вышли в свет хрестоматийные для направления "Садок судей", "Рыкающий Парнас", перевод книги Жана Метценже "Кубизме" , "Время мера мира", Филоновский "Пропевень о проросли мировой".
По адресу улица Песочная,10 ( сейчас - Профессора Попова) в квартире 12 на втором этаже собирались В.Маяковский, В.Хлебников, К.Малевич, П. Филонов, В.Татлин, А.Крученых, В. Каменский, братья Бурлюки. Бунтари и хулиганы от искусства в умиротворяющей атмосфере семейного очага. У Матюшина был дар сближать людей, находящихся, казалось бы, в творческом антагонизме. "Союз молодёжи" и футуристы-"будетляне", москвичи из "Бубнового валета" и группы М.Ф. Ларионова - между всеми шёл плодотворный творческий диалог.
В 1913 году после тяжелой болезни Елена Гуро уходит из жизни. Её похоронили в живописном месте, в Финляндии.
В доме на Песочной поселяется подруга сестры Елены, Ольга Константиновна Громозова, и позже становится третьей женой Матюшина, его помощницей и опорой.
Матюшин был верен идее синтеза искусств. Он писал музыку на стихи, создавал теоретические труды, преподавал в классе скрипки ( даже придумал новый тип этого музыкального инструмента - сейчас он хранится в музее музыкальных инструментов).
Матюшин написал первую футуристическую оперу "Победа над солнцем" при участии Крученых, Малевича, Хлебникова. Явили оперу общественности и через Новый театр "Будетлянин" вооружали "против себя мир", устремлялись "на оплот художественной чахлости - Русский театр".
С Малевичем у Матюшина сложились доверительные отношения ( позже они долгое время будут коллегами в официальной работе). Матюшин отредактировал брошюру Малевича "От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм".
Сам Матюшин формулирует принципы "расширенного смотрения" в работе "Новый пространственный реализм. Художник в опыте четвертой меры". В разнообразии подходов к искусству и его направлений появляется матюшинский "органический". Следом появляются и ученики. Революции Матюшин принял, соответственно в педагогической деятельности для него не было препятствий.
В реорганизованной Академии художеств он руководил мастерской. Мансуров, Митурич, братья и сестры Эндеры, Гринберг - его ученики. Матюшиным была предложена система восприятия мира "Зорвед" ( Зрение + Ведание). Манифест был опубликован в журнале "Жизнь искусства" с заголовком " Не искусство, а жизнь".
Михаил Васильевич был членом Постоянной комиссии художественной культуры Музея художественной культуры. При нем было открыто пять исследовательских отделов по изучению новейших течений в искусстве.
При Государственном институте истории искусств возглавил Экспериментальную лабораторию физико-физиологических основ изобразительного искусства.
В 1932 году был издан справочник по цвету.
Последнюю работу "Творческий путь художника" он диктовал ученику М.В. Эндеру, будучи больным и почти ослепшим.
Умер Михаил Васильевич в 1934 году.
Ольга Константиновна Матюшина посвятила себя памяти супруга и сохранению его наследия. Она написала воспоминания "В домике на Песочной", а вместе с писателем Вишневским, поселившимся в том же доме, спасла здание от разрушения обратившись в Ленинградский горком ВКП (б). В блокаду деревянные постройки разбирались на дрова. Сохранила она, как могла, картины авангардистов ( в 1952 Русский музей от них отказался).
Дом дважды горел. Но его воссоздали - и в середине нулевых открыл двери Музей петербургского авангарда.
Входя туда, вы становитесь гостем целой эпохи. Вы видите те самые предметы. Личные вещи, картины, мебель. Эскизы игрушек, нарисованные рукой Гуро, и игрушки из дерева, вырезанные руками Матюшина. Его инструменты, сделанная им скрипка.
Смотрите на старый сад из больших окон, скрипите по дереву шагами, купаетесь в смыслах. Это не галерея картин, а вы не критик и не публика. Вы там, где собирались единомышленники , обсуждали волнующие их предметы, творили сообща. Это не о результате. Это о процессе. Записки с именами и организационными задачами, афиши, манифесты. Всерьез представляется, как отправишься на такое мероприятие. Ну как тут остаться равнодушным к "хороводным причудам"? Или к "городу-дирижёру" в плане лекции В.Маяковского?
И это же самая волшебная ирония: те, кто протестовал против академизма и музейности, - сами теперь невидимые обитатели дома-музея. Революция и авангард, обставленные с уютом "по-старинке". В этом особое обаяние места.
Благодарю читателей за внимание! Подписывайтесь на канал, приходите на экскурсии проекта "Открытый город".
Автор статьи: Анастасия Сугоняко, специалист в области прикладной культурологии, экскурсовод по Санкт-Петербургу.