Ян ван Эйк (1390-1441) — величайший художник Северного Возрождения - знаменит еще и тем, что изобрел новый состав масляных красок, которым пользуются и поныне.
Картина "Портрет четы Арнольфини" (1434) маслом и написана, отчего она как бы светится изнутри. До ван Эйка светских портретов в Северной Европе не писали, а данная картина - это еще и первый парный портрет. Как всякий шедевр, она завораживает, и обычный зритель зачастую даже не хочет разбираться в частностях, дабы не разбивать целостного впечатления. Другое дело искусствоведы - для них картина и сегодня полна загадок.
Долгое время считалось, что на ней изображена сцена то ли бракосочетания, то ли помолвки Джованни ди Арриджо Арнольфини, итальянского купца, представлявшего в Нидерландах интересы семьи Медичи, и Джованны Ченами. Однако в 1997 году английский искусствовед Маргарет Костер установила, что супруги Арнольфини заключили брак в 1447 году, то есть через 13 лет после написания картины.
На этом основании исследователь выдвинула версию, что на полотне изображены кузен Джованни ди Арриджо - Джованни ди Николао Арнольфини, и его жена, имя которой неизвестно. Существуют и более экстравагантные теории. Например, отечественный искусствовед Маргарита Андронникова полагает, что на портрете художник изобразил самого себя и свою жену Маргрит. С этим, однако, большинство исследователей не согласны, поскольку на точно атрибутированном портрете Маргрит она выглядит совсем по-другому.
Учёные также не могут с полной определенностью сказать, что за сцену изобразил художник. Бракосочетание или помолвка в XV веке в Нидерландах вполне могли проходить вне церкви и без священника, достаточно было двух свидетелей. Большой живот также отнюдь не свидетельствует о беременности невесты, которую никто не стал бы подчёркивать. Очевидно, такой покрой платья был в то время моден. Но если это брачная церемония, то жених должен правой рукой держать левую руку невесты, однако на картине все наоборот. Возможное объяснение: заключаемый брак - морганатический, то есть такой, при котором женщина отказывается от всех прав на наследство для себя и своих будущих детей. Тогда положение рук было бы верным, но и взгляд невесты был бы устремлен в пол, а он, скорее, обращен в себя. Да и невеста ли это? У невесты волосы должны быть распущены, а не собраны на голове и покрыты накидкой.
И тем не менее перед нами явно сцена заключения какого-то договора (открытые ладони и поднятая рука Арнольфини - все это клятвенные жесты). Уже упомянутая Маргарет Костер предложила вполне правдоподобное объяснение. Вероятно, пара заключает договор о праве жены распоряжаться имуществом мужа, чтобы помогать тому вести торговые дела.
Многочисленные катаклизмы, которые пережила Европа за почти шесть веков, прошедших со времени создания "Четы Арнольфини", чудесным образом пощадили картину. В XV веке она принадлежала испанскому дворянину Диего де Геваре (Испания тогда владела Нидерландами), который подарил ее испанской наместнице Маргарите Австрийской. Та завещала ее Марии Венгерской, которая перевезла работу в Мадрид. До конца Наполеоновских войн "Чета Арнольфини" украшала королевский дворец, откуда она была вывезена французами. В 1815 году ее обнаружил в Брюсселе английский генерал Джеймс Хей. Он купил работу по дешевке и отвез в Лондон. А в 1842 году ее приобрела только что открывшаяся Лондонская национальная галерея.
Много символических деталей изображено на картине. Среди них:
- Зеркало
- Медальоны со сценами Страстей Христовых
- Четки
- Метёлка
- Св. Маргарита Антиохийская
- Яблоко
- Апельсины
- Лев на спинке кровати
- Горящая свеча
- Собачка
Но меня на этой картине интересует обувь.
Снятая обувь - символизирует домашний уют, но также и чистоту помыслов тех, кто заключает договор. Это аллюзия на третью главу Книги Исход: "И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая". Когда совершался такого рода ритуал, Святой землей становился и пол жилища, так как в свидетели чистоты помыслов сторон призывали Христа.
Красная обувь имеет свой символизм. Предлагаю к прочтению одну мою мощную статью Значение "Красных башмачков" в истории моды и обуви. Какой подсмысл таит сказка Андерсена?"
Помимо божественного объяснения снятой обуви есть бытовое. Паттены в современном понимании ни что иное, как бахилы.
Словарь истории моды Берга дает более полное определение:
Верхние туфли, состоящие из деревянных подошв, закрепленных кожаными ремешками и надеваемых с ботинками или туфлями, чтобы при ходьбе поднять владельца над грязью. Форма менялась в зависимости от эпохи. Обычно для деревенской одежды, но очень модно в 15 и 18 веках; до 17 века этот термин был синонимом сабо. От ок. На железных кольцах было поднято 1630 паттенов: "Женщины оставляют в проходе свои паттены, то есть своего рода деревянные башмаки, которые стоят на высоком железном кольце. В эти деревянные башмаки они надевают свою обычную кожаную или шерстяную обувь, когда выходят". (1748 г., отчет Пера Кальма о его визите в Англию , Стокгольм, 1753 г. Пер. Дж. Лукаса, 1892 г.) Сельские женщины продолжали использовать паттены до середины 19 века.
В "Экономике одежды в конце семнадцатого века" Харта также отмечается, что на паттенах к этому времени уже были железные кольца: "Латоны представляли собой деревянные подошвы, приподнятые на железных кольцах, чтобы при ходьбе приподнимать обувь владельца над землей". Джорджио Риелло описал этот тип, как наиболее популярный в течение длительного времени. Их часто украшали тканью, соответствующей реальной обуви.
Подробнее о паттенах, их назначении и истоках можно почитать в моей статье. Также статьи по теме:
Налын - обувь крымских татар или караимов?
Кто привёл туфли на платформе в мир моды?
Туфли на платформе. Как их делают?
Как с помощью обуви компенсировать недостаток роста?
Кто изобрёл туфли на танкетке?
В статье использованы материалы с сайтов: vokrugsveta.ru, fashionhistory.fitnyc.edu, а ещё больше подобной обуви можно найти здесь.