Найти в Дзене
Про Обувь

Что скрывает картина Яна Ван Эйка "Портрет четы Арнольфини"?

Ян ван Эйк (1390-1441) — величайший художник Северного Возрождения - знаменит еще и тем, что изобрел новый состав масляных красок, которым пользуются и поныне. Картина "Портрет четы Арнольфини" (1434) маслом и написана, отчего она как бы светится изнутри. До ван Эйка светских портретов в Северной Европе не писали, а данная картина - это еще и первый парный портрет. Как всякий шедевр, она завораживает, и обычный зритель зачастую даже не хочет разбираться в частностях, дабы не разбивать целостного впечатления. Другое дело искусствоведы - для них картина и сегодня полна загадок. Долгое время считалось, что на ней изображена сцена то ли бракосочетания, то ли помолвки Джованни ди Арриджо Арнольфини, итальянского купца, представлявшего в Нидерландах интересы семьи Медичи, и Джованны Ченами. Однако в 1997 году английский искусствовед Маргарет Костер установила, что супруги Арнольфини заключили брак в 1447 году, то есть через 13 лет после написания картины. На этом основании исследователь выд
Ян ван Эйк (1390-1441)величайший художник Северного Возрождения - знаменит еще и тем, что изобрел новый состав масляных красок, которым пользуются и поныне.

Картина "Портрет четы Арнольфини" (1434) маслом и написана, отчего она как бы светится изнутри. До ван Эйка светских портретов в Северной Европе не писали, а данная картина - это еще и первый парный портрет. Как всякий шедевр, она завораживает, и обычный зритель зачастую даже не хочет разбираться в частностях, дабы не разбивать целостного впечатления. Другое дело искусствоведы - для них картина и сегодня полна загадок.

Картина "Портрет четы Арнольфини", Ян Ван Эйк, 1434 г.
Картина "Портрет четы Арнольфини", Ян Ван Эйк, 1434 г.

Долгое время считалось, что на ней изображена сцена то ли бракосочетания, то ли помолвки Джованни ди Арриджо Арнольфини, итальянского купца, представлявшего в Нидерландах интересы семьи Медичи, и Джованны Ченами. Однако в 1997 году английский искусствовед Маргарет Костер установила, что супруги Арнольфини заключили брак в 1447 году, то есть через 13 лет после написания картины.

На этом основании исследователь выдвинула версию, что на полотне изображены кузен Джованни ди Арриджо - Джованни ди Николао Арнольфини, и его жена, имя которой неизвестно. Существуют и более экстравагантные теории. Например, отечественный искусствовед Маргарита Андронникова полагает, что на портрете художник изобразил самого себя и свою жену Маргрит. С этим, однако, большинство исследователей не согласны, поскольку на точно атрибутированном портрете Маргрит она выглядит совсем по-другому.

Учёные также не могут с полной определенностью сказать, что за сцену изобразил художник. Бракосочетание или помолвка в XV веке в Нидерландах вполне могли проходить вне церкви и без священника, достаточно было двух свидетелей. Большой живот также отнюдь не свидетельствует о беременности невесты, которую никто не стал бы подчёркивать. Очевидно, такой покрой платья был в то время моден. Но если это брачная церемония, то жених должен правой рукой держать левую руку невесты, однако на картине все наоборот. Возможное объяснение: заключаемый брак - морганатический, то есть такой, при котором женщина отказывается от всех прав на наследство для себя и своих будущих детей. Тогда положение рук было бы верным, но и взгляд невесты был бы устремлен в пол, а он, скорее, обращен в себя. Да и невеста ли это? У невесты волосы должны быть распущены, а не собраны на голове и покрыты накидкой.

И тем не менее перед нами явно сцена заключения какого-то договора (открытые ладони и поднятая рука Арнольфини - все это клятвенные жесты). Уже упомянутая Маргарет Костер предложила вполне правдоподобное объяснение. Вероятно, пара заключает договор о праве жены распоряжаться имуществом мужа, чтобы помогать тому вести торговые дела.

Многочисленные катаклизмы, которые пережила Европа за почти шесть веков, прошедших со времени создания "Четы Арнольфини", чудесным образом пощадили картину. В XV веке она принадлежала испанскому дворянину Диего де Геваре (Испания тогда владела Нидерландами), который подарил ее испанской наместнице Маргарите Австрийской. Та завещала ее Марии Венгерской, которая перевезла работу в Мадрид. До конца Наполеоновских войн "Чета Арнольфини" украшала королевский дворец, откуда она была вывезена французами. В 1815 году ее обнаружил в Брюсселе английский генерал Джеймс Хей. Он купил работу по дешевке и отвез в Лондон. А в 1842 году ее приобрела только что открывшаяся Лондонская национальная галерея.

Много символических деталей изображено на картине. Среди них:

  • Зеркало
  • Медальоны со сценами Страстей Христовых
  • Четки
  • Метёлка
  • Св. Маргарита Антиохийская
  • Яблоко
  • Апельсины
  • Лев на спинке кровати
  • Горящая свеча
  • Собачка

Но меня на этой картине интересует обувь.

Фрагмент картины "Портрет четы Арнольфини"
Фрагмент картины "Портрет четы Арнольфини"

Снятая обувь - символизирует домашний уют, но также и чистоту помыслов тех, кто заключает договор. Это аллюзия на третью главу Книги Исход: "И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая". Когда совершался такого рода ритуал, Святой землей становился и пол жилища, так как в свидетели чистоты помыслов сторон призывали Христа.

Красная обувь имеет свой символизм. Предлагаю к прочтению одну мою мощную статью Значение "Красных башмачков" в истории моды и обуви. Какой подсмысл таит сказка Андерсена?"
Фрагмент картины "Портрет четы Арнольфини"
Фрагмент картины "Портрет четы Арнольфини"

Помимо божественного объяснения снятой обуви есть бытовое. Паттены в современном понимании ни что иное, как бахилы.

Словарь истории моды Берга дает более полное определение:

Верхние туфли, состоящие из деревянных подошв, закрепленных кожаными ремешками и надеваемых с ботинками или туфлями, чтобы при ходьбе поднять владельца над грязью. Форма менялась в зависимости от эпохи. Обычно для деревенской одежды, но очень модно в 15 и 18 веках; до 17 века этот термин был синонимом сабо. От ок. На железных кольцах было поднято 1630 паттенов: "Женщины оставляют в проходе свои паттены, то есть своего рода деревянные башмаки, которые стоят на высоком железном кольце. В эти деревянные башмаки они надевают свою обычную кожаную или шерстяную обувь, когда выходят". (1748 г., отчет Пера Кальма о его визите в Англию , Стокгольм, 1753 г. Пер. Дж. Лукаса, 1892 г.) Сельские женщины продолжали использовать паттены до середины 19 века.
Паттены на железных кольцах, 1720-1730-е гг. Деревянная подошва, железное кольцо и кожаные защёлки, обтянутые бархатом. Лондон, Англия: Музей Виктории и Альберта, T.43&A-1932. Дано мисс Ф. Р. Шипли. Источник: Музей Виктории и Альберта .
Паттены на железных кольцах, 1720-1730-е гг. Деревянная подошва, железное кольцо и кожаные защёлки, обтянутые бархатом. Лондон, Англия: Музей Виктории и Альберта, T.43&A-1932. Дано мисс Ф. Р. Шипли. Источник: Музей Виктории и Альберта .

В "Экономике одежды в конце семнадцатого века" Харта также отмечается, что на паттенах к этому времени уже были железные кольца: "Латоны представляли собой деревянные подошвы, приподнятые на железных кольцах, чтобы при ходьбе приподнимать обувь владельца над землей". Джорджио Риелло описал этот тип, как наиболее популярный в течение длительного времени. Их часто украшали тканью, соответствующей реальной обуви.

Пттены на деревянной подошве, конец 18 века. Кожа, дерево, металл. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2009.300.1640a, b. Коллекция костюмов Бруклинского музея в Метрополитен-музее, дар Бруклинского музея, 2009 г .; Собрание Бруклинского музея. Источник: Метрополитен-музей.
Пттены на деревянной подошве, конец 18 века. Кожа, дерево, металл. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2009.300.1640a, b. Коллекция костюмов Бруклинского музея в Метрополитен-музее, дар Бруклинского музея, 2009 г .; Собрание Бруклинского музея. Источник: Метрополитен-музей.

Подробнее о паттенах, их назначении и истоках можно почитать в моей статье. Также статьи по теме:

Налын - обувь крымских татар или караимов?

Кто привёл туфли на платформе в мир моды?

Туфли на платформе. Как их делают?

Как с помощью обуви компенсировать недостаток роста?

Кто изобрёл туфли на танкетке?

В статье использованы материалы с сайтов: vokrugsveta.ru, fashionhistory.fitnyc.edu, а ещё больше подобной обуви можно найти здесь.