Найти тему
ВТБ Страна

От «Уроков анатомии» к «Ночному дозору»: творческий путь Рембрандта

Оглавление

В июле родился знаменитый голландский художник Рембрандт ван Рейн. В честь этого познакомимся с его знаменитыми картинами и узнаем, какая принесла ему слава, а какая подпортила репутацию.

Первый успех: «Урок анатомии»

Рембрандт. «Уроки анатомии анатомии доктора Тюльпа», 1632 год, Маурицхёйс, Гаага © Public domain
Рембрандт. «Уроки анатомии анатомии доктора Тюльпа», 1632 год, Маурицхёйс, Гаага © Public domain

В 1631 году Рембрандт переехал в Амстердам, где прожил до конца своей жизни. Здесь начался успех художника и первая слава: он писал много портретов, в том числе парадных, хорошо зарабатывал, у него появились ученики.

Через год после переезда Рембрандт создал произведение, которое по-настоящему прославило художника. Это была картина «Урок анатомии». Ее Рембрандту заказали члены корпорации хирургов, которые хотели получить групповой портрет. По условиям художник должен был написать урок анатомии, который проводит знаменитый хирург.

«Урок анатомии» — не классический групповой портрет. Рембрандт здесь концентрируется на эмоциях собравшихся и точно фиксирует разные состояния участников: от настороженности до восторга. В центре — спокойный и сосредоточенный доктор Тюльп, глава кафедры анатомии. Вокруг него семь хирургов, все чем-то заняты: кто-то рассматривает мускулатуру покойника, кто-то делает записи. Очень экспрессивна крайняя фигура зрелого человека — он увлеченно слушает и написан в профиль.

После этой картины слава Рембрандта возросла. Все состоятельные жители Амстердама хотели получить портрет. Они приглашали его к себе или приходили к нему в мастерскую. Он стал подписывать свои работы одним именем, как великие итальянцы, и добавил в конце букву «д» (при рождении его имя было Рембрант).

Религиозная живопись: «Жертвоприношение Авраама»

Рембрандт. «Жертвоприношение Авраама», 1635 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain
Рембрандт. «Жертвоприношение Авраама», 1635 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain

На картине Рембрандт изобразил сюжет из истории ветхозаветного патриарха Авраама. Согласно библейскому рассказу, Бог обещал сделать Авраама, сына Фарры, прародителем великого народа. Чтобы проверить силу духа своего избранника, Господь многократно подвергал его испытаниям. Одно из них — принести в жертву своего сына Исаака.

В работе видны характерные черты творчества Рембрандта — монументальная форма, повышенный драматизм действия, бурное движение, активность света и тени. Художник создает напряжение с помощью сильного света, который выделяет тело Исаака. Фигуры героев Рембрандт выстраивает вертикально. Ангел подходит не из-за спины, а подлетает сверху, а на лице Авраама мы видим смятение.

Художник убирает из сюжета важный мотив — агнца. Теперь Бог не говорит о замене жертвы, он просто останавливает процесс. Нож Авраам явно держал не твердо. Ангел легко схватил его за руку, а нож уже выпал. Композиционный психологический ход — это момент остановленного мгновения, изображение падающего ножа.

Эту картину Рембрандта сначала приобрел премьер-министр Англии Роберт Уолпол, а в 1779 году коллекцию Уолпола купила Екатерина II. Так «Жертвоприношение Авраама» стало частью собрания Государственного Эрмитажа, партнером которого сейчас выступает банк ВТБ.

Непризнанный шедевр: «Ночной дозор»

Рембрандт. «Ночной дозор», 1642 год, Рейксмюзеум, Амстердам © Public domain
Рембрандт. «Ночной дозор», 1642 год, Рейксмюзеум, Амстердам © Public domain

«Ночной дозор» — одна из самых известных картин Рембрандта. Но таковой она стала не сразу: заказчики не оценили грандиозный замысел художника, и только в 18-м веке к ней пришла популярность. А еще оригинальное название работы совсем не такое. Но обо всем по порядку.

К Рембрандту обратилось Амстердамское общество стрелков с просьбой написать большую картину для украшения дома, в котором проходили собрания союза. Помимо Рембрандта, заказ на портреты получили еще шесть мастеров: все картины должны были висеть в Большом зале собраний — шесть картин по числу рот.

Рембрандт долго работал над картиной из-за постоянных споров с заказчиками. Одни хотели большего сходства, вторые — чтобы их поставили на первый план. В итоге стрелки остались недовольны, поскольку из 16 членов роты, которые оплатили свои изображения, Рембрандт многих написал вдалеке, в тени, в повороте, а на первый план он добавил мистических персонажей в шлемах, странную девочку с курицей у пояса. Позже картину перенесли в ратушу Амстердама, но из-за размеров она не проходила, поэтому ее обрезали. Работа висела рядом с камином, из-за чего значительно испортилась.

Оригинальное название картины — «Рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга». А «Ночной дозор» — это более поздняя придумка французских ценителей Рембрандта. Они предположили, что художник изобразил один из отрядов городской полиции, которые в 17-м веке каждую ночь обходили Амстердам для охраны спокойствия. На такое название их натолкнул тот факт, что колорит картины со временем сильно потемнел, и создавалось ощущение, что на картине ночь.

Полную версию статьи читайте на нашем сайте vtbrussia.ru/culture.

18+