Найти в Дзене

Трамвай между городами КМВ и подвесная дорога от Тамбукана. Проекты, которые не позволила реализовать революция.

Революция 1917 года очень сильно изменила нашу страну. В последние годы перед ней было разработано и частично одобрено немало интересных проектов для наших курортов. Многие из них так и остались на бумаге... Расскажу вам о двух таких проектах, о которых можно прочитать в дореволюционной столичной газете "Новое время": трамвай между городами Кавминвод и подвесная дорога для доставки грязи от озера Тамбукан.

Старый трамвай в Пятигорске
Старый трамвай в Пятигорске

Номер 13961 от 23 января (5 марта) 1915 года:

Общество благоустройства Ессентуков (самого важного курорта России) обратилось с ходатайством:
1. Об увеличении на летнее время числа безпересадочных скорых поездов до группы Кавказских Минеральных вод, включив в их состав вагон третьего класса, доведя число этих поездов из столицы до двух пар в сутки.
2. Ввести на минераловодской ветви пониженные пассажирские тарифы.
3. Подвозить на группу провизию в вагонах - холодильниках.
4. Устроить на всех станциях минераловодской ветви справочные бюро.
5. Устроить у станции Ессентуки по направлению к Кисловодску сквер.
6. Связать все группы Кавказских Минеральных вод между собой трамваем, поручив сооружение его Владикавказской железной дороге.
Министр путей сообщения статс-секретарь С.В. Рухлов приказал все эти ходатайства удовлетворить полностью и немедленно.

Трамвай между городами так и не появился, оставшись лишь одной из "визитных карточек" Пятигорска.

Сквер у вокзала в Ессентуках в итоге был создан, но в 90-2000-х он чиновникам стал ненужным и почти полностью застроен магазинами, общепитом и гостиницами.

А теперь почитаем ту же газету, но следующего года (номер 14398 от 7 (20) апреля 1916 года).

Министр торговли и промышленности в Совете министров с представлением об отпуске 383000 рублей на сооружение подвесной дороги для перевозки лечебной грязи от Тамбуканского озера в Пятигорск. Дорога будет обслуживать три курорта: Пятигорск, Ессентуки и Железноводск. Необходимость сооружения дороги мотивируется тем, что
1. Добыча грязи с постройкой двух грандиозных Грязелечебниц, как Романовская в Пятигорске и Алексеевская в Ессентуках, сильно увеличилась.
2. С возведением Грязелечебницы в Железноводске потребность в грязи ещё более возрастёт.
3. Доставка грязи на лошадях обходится ныне чрезвычайно дорого в особенности в следствие периодического бездорожья и забастовок.

Судя по всему, до полноценного развития автомобильного транспорта, грязь так и возили ещё многие годы на лошадях.