Максим Горький как-то сказал Борису Кустодиеву:
-Знаете, что меня больше всего удивляет? Судьба окрасила Вашу жизнь в холодные, можно сказать, мрачные тона. А Ваши картины, наоборот, до краев заполнены солнцем и радостью.
-Это потому, - ответил, скромно улыбаясь, художник, - что краски для своих картин я выбирал сам...
Для того, чтобы понять степень "мрачности тонов" жизни этого художника, приведу некоторые факты из его биографии.
Уже в молодости у Кустодиева появились мучительные боли в правой руке. Молодой ещё совсем человек долго просто терпел их и к врачам не обращался. Однако в 31 год (1909 г.) отмахнуться от болезни уже не удавалось: боли в руке и шее все усиливались, не прошло и года, как он вынужден признаться: «Страдаю очень, особенно по утрам. Подлая рука моя болит вовсю и вместо улучшения с каждым днем чувствую себя все хуже и хуже». К болям в руке прибавились сильнейшие головные боли с рвотой.
В 1913 г. художник безуспешно проходит лечение в Швейцарии, а затем во Франции. Будучи проездом в Берлине, он направляется на осмотр к выдающемуся врачу-неврологу Герману Оппенгейму, который сделал следующее заключение: «У вас заболевание спинного мозга, видимо, опухоль в нем, нужна операция. Отвезите детей домой и возвращайтесь в Берлин в клинику»
Операция состоялась в ноябре 1913 г., в результате которой движения в руках были сохранены, а вот ноги стали слушаться плохо…
В 1916 потребовалась еще одна операция, вот что вспоминает дочь художника: «Дали общий наркоз на пять часов. Мама ждет в коридоре… Наконец, профессор Цейдлер вышел сам и сказал, что обнаружен темный кусочек чего-то в самом веществе спинного мозга ближе к груди, возможно, придется перерезать нервы, чтобы добраться до опухоли, нужно решать, что сохранить больному – руки или ноги. «Руки оставьте, руки! – умоляла мама. – Художник – без рук! Он жить не сможет».
Врачи предупредили, что работоспособность вернется не сразу и в течение полугода лучше вообще никак не напрягать руки. Отныне жизнь Кустодиева замкнута в четырёх стенах. Боли, почти полное отсутствие движений в ногах.
В декабpе 1923 г. О.Феpстеp произвёл Б. М. Кустодиеву очередную (третью) опеpацию по удалению опухоли позвоночного канала. После это операции художник уже пишет лежа. Правая рука стала слабеть и усыхать. Товарищи-художники сконструировали для него специальный мольберт - навесной. Картину укрепляли горизонтально, и ее можно было передвигать взад и вперед. Таким образом в поле зрения обездвиженного художника попадал то один, то другой кусок полотна. Так он и работал.