Найти в Дзене
Колесо

Бронепоезд Hairy Mary (Волосатая Мэри)

Паровоз-бронепоезд, которого солдаты прозвали «Hairy Mary», откуда пошло такое название - «Волосатая Мэри»? В 1887 году Государственные железные дороги NGR британской колонии Natal подготовили проекты танко-тендерного локомотива типа 2-8-2 Mikado. Локомотив был построен в мастерских Дурбана и введен в эксплуатацию в 1888 году под названием Havelock. Позже он был перестроен в колесную систему типа 4-6-2 Pacific. Паровоз Havelock был первым локомотивом, спроектированным и построенным в Южной Африке, а также первый паровоз в Южной Африке с четырьмя движущими осями в одной жёсткой раме. Длина: ​ 12,5 м
Высота: 3,6 м
Общая масса 50,2 тонны
Тип топлива – каменный уголь Локомотив «NGR 4-6-2TT Havelock» получил свое оригинальное прозвище «Волосатая Мэри» из-за своей нестандартной брони, сделанной из толстых канатов. Паровоз изготовили в 1888 году в единственном экземпляре в Дурбанской мастерской NGR и до Англо-бурской войны 1899 года использовали для транспортировки пресной воды. «Havelock» б

Паровоз-бронепоезд, которого солдаты прозвали «Hairy Mary», откуда пошло такое название - «Волосатая Мэри»?

В 1887 году Государственные железные дороги NGR британской колонии Natal подготовили проекты танко-тендерного локомотива типа 2-8-2 Mikado. Локомотив был построен в мастерских Дурбана и введен в эксплуатацию в 1888 году под названием Havelock. Позже он был перестроен в колесную систему типа 4-6-2 Pacific. Паровоз Havelock был первым локомотивом, спроектированным и построенным в Южной Африке, а также первый паровоз в Южной Африке с четырьмя движущими осями в одной жёсткой раме.

Длина: ​ 12,5 м
Высота: 3,6 м
Общая масса 50,2 тонны
Тип топлива – каменный уголь

Локомотив «NGR 4-6-2TT Havelock» получил свое оригинальное прозвище «Волосатая Мэри» из-за своей нестандартной брони, сделанной из толстых канатов. Паровоз изготовили в 1888 году в единственном экземпляре в Дурбанской мастерской NGR и до Англо-бурской войны 1899 года использовали для транспортировки пресной воды. «Havelock» был произведен в единственном экземпляре и имел «на борту» лучшие технические решения того времени

Изначально локомотив проектировался без возможности установки полноценной брони, но начавшаяся в 1899 году война вынудила англичан импровизировать. Броня, состоявшая из 3600-метрового конопляного каната, была позаимствована у военного корабля «Террибл».

Локомотив «NGR 4-6-2TT Havelock» без брони
Локомотив «NGR 4-6-2TT Havelock» без брони

Бронирование поездов и установка дополнительного вооружения стала необходимостью для англичан страдающих от нападений буров на железной дороге. Основная часть бронепоездов имела защиту от стрелкового оружия и имела на вооружении пулеметы «Максим» и различные корабельные орудия. По понятным причинам особое внимание уделялось защите паровозов. Бронепоезда предназначались не только для транспортировки солдат, но и для высадки «десанта» с огневым прикрытием.

Данную защиту нельзя было назвать эффективной, но от оружейных выстрелов и осколков снарядов она неплохо спасала. Общая масса локомотива — 50 тонн, плюс канаты прибавляли еще около 10 тонн веса. В качестве топлива «Волосатая Мэри», как в большинстве локомотивов того времени, применялся каменный уголь.

На первый взгляд подобная защита может показаться весьма спорной, хотя и у нее были свои плюсы. Например, в случае повреждения заменить канаты было гораздо проще, чем металлические пластины. Кроме этого, запас веревок можно было транспортировать в поезде вместе с солдатами. Для предотвращения возгорания канаты были пропитаны огнеупорной жидкостью.

-2

Паровоз «Волосатая Мэри» получил свое название из-за применения оригинальной брони в виде толстых канатов изготовленных из стеблей конопли и снятых с одного из морских судов. Прочные канаты обеспечивали защиту паровоза от осколков и стандартного стрелкового оружия.

-3

Для того, чтобы блокировать порты, куда англичане активно поставляли оружие и солдат, у африканцев не хватало ресурсов. Это означало, что победа англичан была лишь вопросом времени. На территории ЮАР основными транспортными путями были железные дороги, по которым было удобно пускать бронированные поезда.

Сам паровоз послуживший основой для данной модификации был изготовлен в 1888 году и существовал в единственном экземпляре. Общая масса 50,2 тонны, тип топлива – каменный уголь. На момент выпуска носил имя «Хэвлок» в честь одного из местных губернаторов. Утилизирован паровоз в 1905 году.

-4

На первый взгляд такой вид брони может показаться спорным, но, тем не менее, он имеет и свои плюсы. Заменить часть канатов проще и дешевле, чем металлические пластины, запас таких «веревок» в некотором количестве можно было возить с собой. Также канаты были пропитаны огнеупорной жидкостью для предотвращения возгорания или поджога во время боестолкновения.

«Волосатая Мэри» успешно эксплуатировалась на протяжении всей войны. В 1905 году паровоз был утилизирован. В память о необычном локомотиве остались лишь несколько черно-белых снимков.