В 1823 году Владимир Даль окончил Морской кадетский корпус в Петербурге и служил мичманом на Черноморском флоте. Несмотря на образование, моряк из него оказался никудышный. Зато в Николаеве, где находилось управление флотом, он, пишущий стихи и комедии, приобрел репутацию сочинителя.
Когда по городу распространился пасквиль на гражданскую жену командующего флотом вице-адмирала Алексея Грейга, подозрение сразу пало на мичмана. При обыске у Даля нашли авторский экземпляр.
В сочинении высмеивалось простое происхождение женщины - она была дочерью могилевского трактирщика, а также ее занятия торговой деятельностью: она приехала в Николаев в 1820 году с целью получить подряд на поставки корабельного леса, но в итоге отыскала путь к сердцу командующего флотом. Кроме того, на репутацию адмирала бросало тень то, что он фактически жил с ней, как с женой, но в брак не вступал.
Мичман Даль признался в сочинительстве и за столь предосудительные благородному званию занятия был предан военному суду. Его приговорили к разжалованию в матросы сроком на 6 месяцев. Мужчина обратился к императору Александру I с просьбой пересмотреть дело, и высшая ревизионная инстанция флота смягчила приговор. Он не стал матросом, но суд и арест стали «пятном» на службе. В 1826 году Даль вынужден был завершить военную карьеру.
В 1841 году, после 8 лет безупречной работы чиновником особых поручений при военном губернаторе Оренбурга, у него появилась возможность переехать в Петербург. Даля рекомендовали на службу в министерство внутренних дел. Однако жандармерия припомнила ему пасквиль. Мужчина мог лишиться места в столице.
«Не хочу оправдываться в проступке своем, но смею думать, что я пострадал за него довольно, и что это для молодого человека, едва только оставившего корпус, есть достойная наказания и забвения шалость», — написал Даль в объяснительной записке министру Льву Перовскому.
Последний оказал ему доверие и в ответном отношении Бенкендорфу охарактеризовал Даля как «отлично усердного и совершенно благомыслящего» чиновника, во всех словах и поступках которого «постоянно видел верноподданническую преданность Государю и Престолу».
Начальник Третьего отделения сменил гнев на милость и в свою очередь заверил Перовского: «Будучи весьма рад переменить о господине Дале мнение мое, я буду его впредь понимать не иначе, как согласно с Вашим о нем заключением».
За несколько лет службы в Петербурге Даль полностью оправдал доверие министра внутренних дел, став его ближайшим помощником. Более того, штраф за пасквиль был по высочайшему повелению снят с него в 1859 году, в уважение его многолетней, примерно усердной и полезной государственной службы.
По материалам рубрики «Наследие» авторов Анны и Юрия Манойленко.
Читайте также:
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.