«Совсем другое отношение к детям и к обучению». Спросила сына, как ему в новой школе.

1,5K прочитали
Мой сын этим летом
Мой сын этим летом

Недавно читатель канала задал вот такой вопрос.

Из комментариев к одной из моих статей
Из комментариев к одной из моих статей

В комментарии упомянута вот эта статья про технологическую школу (школа дополнительного образования TUMO, в которую сын полтора года назад выиграл грант). И вот теперь запрос на такую же обратную связь по основной школе сына.

Я много писала о новой школе. Выкладывала интервью с директором. Писала о том, что вообще такое IB-система. По прошествии 6 месяцев в новой школе тоже делилась впечатлениями. А самого пользователя до сих пор не интервьюировала! Исправилась. Интервью проведено. Жаль только, что сейчас август, свежих фото изнутри не получится.

Мой сын этим летом
Мой сын этим летом

Когда я спросила сына: «Если бы ты смог в одном предложении сказать, что в этой школе иначе, что бы ты сказал?», он ответил: «Здесь совсем другое отношение к детям и к обучению». А ниже подробности с его слов. За простоту речи извиняюсь. Словами подростка...

1. Подход к преподаванию. Здесь не просто дают материал, здесь мы постоянно проводим исследования (прим. автора: в IB-системе исследовательский подход к познанию является основным и базовым. Вообще-то, он есть от рождения у детей, но часто притупляется формальным образованием и/или родителями. Когда дети переходят в IB из обычных школ, это главное, что приходится прицельно восстанавливать и развивать). А ещё сами педагоги нам постоянно по каждому поводу приводят исследования. Нам не просто говорят: «Это так и всё, запомните!», нам показывают с помощью данных, почему это так. Иначе проходят и гуманитарные предметы. Здесь не будет так, что мы просто прочитаем рассказ и подготовим пересказ или непонятно зачем выучим стих. Мы всё время что-то сравниваем, анализируем, слушаем разные точки зрения, выдвигаем гипотезы. Очень много создаём своего. По литературе я за год написал 4 полноценных рассказа, и это не просто сочинения, это именно рассказы с сюжетом, с основными битами истории. Лучшие рассказы попадают в школьную книгу. На китайском, когда изучали рутинные действия, мы снимали ролики о том, как проходит день с полноценным монтажом, озвучкой, спецэффектами. Мой ролик был особо отмечен учителем. Мне кажется, здесь учителя реально заинтересованы в том, чтобы не просто преподать, а чтобы мы научились.

2. Общение с детьми. Ооооочень отличается от обычной школы. Здесь очень комфортно. Сложно представить, чтобы учитель кричал или как-то неуважительно высказывался. Строгость есть. Ответственность есть. Но никто не стыдит. Такое общение просто не принято. Тут с нами, как со взрослыми. Некоторые даже на «Вы». Мне очень нравится, что всем всё равно, как ты выглядишь, как одет. У некоторых учителей у самих яркие волосы. И всякие яркие штучки в одежде. Никто никогда не будет оценивать твой внешний вид. Всем важно только, как ты относишься к учёбе и к окружающим. Школьной формы нет. Никогда не понимал, почему цвет волос или одежда важнее вот этого.

Мой сын этим летом
Мой сын этим летом

3. Устройство администрации. Здесь даже не администрация, а управляющая команда. Я плохо понимаю, чем они занимались в моей прошлой школе, Мне показалось, они были нужны, чтобы школа жила. Они как будто были не для нас. Подойти можно было только к классной, к директору... только если директор тебя вызовет сам. А тут они сидят в одном пространстве со стеклянными стенами, у них даже двери нет. И можно прийти в управляющую команду, можно прямо сразу к директору, со своими вопросами или идеями. Нас на русском языке научили «питчить» идеи, то есть не просто чего-то требовать, а так их преподнести, чтобы они были выигрышными. Вот мы с разными идеями ходим. Некоторые проходят. Например, мы обосновали, почему нам нужно выделить стены для граффити, где мы можем наносить согласованные с управляющей командой рисунки. Ещё мы добились замков и ключей на шкафчиках. А вот уменьшения «домашки» не добились. Причём, директор в этом вопросе за нас, но учителей не удалось переубедить. Наша классная, кстати, у нас не преподаёт, её основная работа — мероприятия в школе. При этом, удивительно, она про нас всё-всё знает. К ней всегда-всегда можно прийти. Она с нами тоже очень часто бывает.

4. Урегулирование конфликтов. В прошлой школе я этого вообще не заметил. Просто приходила классная и говорила, что не надо так делать. Или завуч устраивала разнос. Всё это не работало. Тут это не просто слова. Тут ты с учителями чувствуешь себя в безопасности. Конфликты, действительно, разруливаются. И мы учимся, как это делать цивилизованно. Есть медиация. Но она вроде и в прошлой школе была. Если что-то серьёзное, подключается куратор, психолог. Был в этом году серьёзный конфликт. Участвовал даже директор и к нам приглашали на два дня подростковых тренеров. Даже снимали с уроков. После этого всё наладилось.

5. Система оценивания. Она тут другая, 8-балльная. Но главное, она критериальная. Я точно знаю, за что я получаю ту или иную оценку, что в работе так, что не так. Тут учитываются не только фактические ошибки. Критериев несколько (прим. автора: 8-балльная система регламентирована IB-системой, но ничто не мешает любой государственной школе вводить точно также критериальную оценку, например, в мае о переходе на такую систему заявила очень классная 91-я школа Москвы).

6. Перемены. Мне нравится, что здесь, кроме перемен по 10 минут, есть одна получасовая, а одна почти час. Мы успеваем поесть, погулять, пообщаться. В прошлой школе в «началке» перемены были по 10 минут, даже на обед. Я никогда не успевал, а запихивать еду не хотелось. Кстати, здесь очень вкусно кормят, но это, конечно, из-за другого финансирования.

Мой сын этим летом
Мой сын этим летом

7. Правила по сдаче работ. Они здесь другие. На «домашки», например, даётся плюс две недели от дедлайна. Конечно, лучше сдать вовремя, но, если ты не можешь, никто не будет прессовать. Это твоя ответственность.

8. Пространство. Меня с первого дня поразил совсем другой дизайн. Он не то, чтобы супердорогой, как у меня в TUMO, например. Но он приятный. Не скучные бежевые стены. На стенах везде цитаты на русском и английском языках, они отражают наши ценности, то, во что мы верим. Сами стены говорят вместо тысячи слов. Есть маленькие закуточки со шторами для уединения. Там всегда кто-то сидит.

9. Сложности. Поначалу мне трудно дался язык. Я хоть и говорю свободно на английском, но тут предметы на языке, пришлось осваивать термины, конечно, раньше я не знал, как на английском рассказывать про цитоплазму или про Древний Рим. Ещё программа Managebac, аналог электронного дневника, но сложнее. Сложнее даже не сам софт, а, скорее, подход. Там за всем надо самому следить, никто, кроме программы о дедлайнах и «висяках» не напомнит. Я не сразу разобрался, где это всё там мониторить, а у учителей не спрашивал, привык, что в прошлой школе особо нельзя было пристать с вопросами, им всё время было некогда. В итоге первый семестр закончил не очень хорошо. Потом на итоговой семестровой обратной связи от учителей с удивлением понял, что можно и нужно спрашивать, что не знать, как работает программа, не стыдно.

10. Свобода. Больше всего мне тут нравится свобода. От родителей. Они не участвуют в учёбе. Совсем. У всех моих друзей в обычных школах чуть что-то не так по учёбе, учителя давят на родителей, родители давят на детей. Говорят, когда сесть за уроки, что сделать надо именно сейчас и именно в таком объёме. У нас нет такого. Ты следишь за всем сам в Managebac, все вопросы учителя решают только с тобой. В конце семестра на 3-сторонных встречах (учитель — ученик — родитель) родители могут все узнать, спросить. Насколько я знаю, когда совсем всё плохо, есть у нас пара мальчиков таких, родители об этом узнают. Но изначально тебе предложат весь спектр, консультации, помощь и т. д. Никогда не понимал, зачем школа навешивает на родителей следить за «домашками».

Комментарий автора канала

Я отлично понимаю, что в государственной школе невозможно повторить всё. Ну, например, чтобы выделить качественного психолога, видимо, нужен другой бюджет. Чтобы классная не была загружена уроками, тоже нужно увеличить штатное расписание. Вкусная еда, возможно, тоже вопрос. Хотя я немного в курсе того, как принималось решение по поставщику еды, например, в Москве, поверьте, там есть на что, сделать вкуснее. Но вот пункты 1, 2, 4, 5 и уже тем более 10!!! совсем от бюджетов не зависят.

Подозреваю, что снова будут комментарии в стиле «хватит рекламировать школу, которая стоит больше миллиона в год». Во-первых, это не реклама. Иван, директор школы, даже не в курсе этой статьи, но, если она ему понравится, мне будет приятно. Я знаю, как важна вдеть результат своей работы. Во-вторых, не все IB-школы столько стоят, и есть даже государственные IB-школы. Вот список. В них безусловно, не будет такого процента поступлений в Стэнфорды, Оксфорды и тд, как из «Летово» или из нашей школы, надо отдельно изучать статистику по каждой школе. Возможно, в них не будет таких же, как у нас, ценностей. Но что-то там будет иначе точно. Как минимум исследовательский подход просто обязан быть, по-другому дети просто не сдадут финальные экзамены на DP—диплом (диплом, к которому готовит IB-школа). Учителя просто обязаны быть другими, иначе они не будут аккредитованы по IB. В-третьих, я вообще не призываю всем идти на IB. Зачем, если нет цели учиться зарубежом? Но! Я совершенно точно знаю, что многое из IB-системы, десятилетиями зарекомендовавший себя в мире, можно брать и применять в обычной государственной школе. И есть школы, которые это уже делают.

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.