В один прекрасный солнечный и, по-моему, самый жаркий день из моего 10-дневного пребывания в Германии, мы отправились на машине из Райне в Гамбург. Путь по местным меркам далекий, около 250 километров, но, во-первых, очень хотелось посмотреть сам город, а во-вторых, встретиться еще с одним другом. Проверив в картах Гугла, что ехать нам около 3-х часов и настроив навигатор, мы отправились в путь, надеясь, что все-таки дорога займет меньше, так как в навигаторе и картах для расчета времени в пути используют рекомендуемую скорость на немецких автобанах — 130 км в час, но на деле все ездят гораздо быстрее — ограничений здесь нет.
Но, как всегда, путь занял гораздо больше, и все из-за ремонта дороги — последних 100 км перед Гамбургом. Дороги тут ремонтируют участками — 7 километров одна полоса, 2 километра передышки, следующие 7 километров ремонта другой полосы. Ну и, соответственно, на узких участках стоял лимит — от 80 до 100 км. Вроде и не такая маленькая скорость, но после скорости в 160-180, кажется что даже идти пешком было бы быстрее.
Кстати, чтобы въехать в город на машине без проблем, сначала нужно приобрести специальную зеленую наклейку на лобовое стекло автомобиля, которая показывает, что ваша машина не загрязняет окружающую среду больше положенного. На наклейке в цифрах от 1 до 4 выражен уровень загрязнения. В некоторые города можно въехать имея 3-ку, в некоторые — 2-ку и так далее. Но я точно не помню, какая из этих цифр хуже. Купить наклейку можно только при предъявлении талона техосмотра.
На автобанах часто встречаются такие знаки — олени на дороге. Но, по-моему, на дорогах Алматы встречается гораздо больше "оленей".
Итак, немного информации. Гамбург — город на севере Германии, расположен в месте впадения реки Эльбы в Северное море. Второй, после Берлина, самый большой город Германии. Когда-то был вольным ганзейским городом, и звался Hansestatd Hamburg, в честь чего даже сейчас Гамбург сокращенно называют HH, а так же HH значится на номерных знаках гамбургских машин. Еще город является одним из самых больших портов в Европе, в связи с чем был одним из важнейших европейских городов в средние века. Это один из трех городов Германии, являющихся отдельными административными землями.
Для меня Гамбург начался так:
Это 3-х километровый тоннель под Эльбой. Ехать долго, душно и с запахом метро.
Сразу из тоннеля мы выехали на улицу городской окраины, где как раз и договорились встретиться с Марианом, нашим другом. Пересев в его машину, мы отправились изучать новый город.
На машине мы приехали в центр города и оставили ее на стоянке — передвигаться тут гораздо удобнее пешком или на общественном транспорте, по скольку улицы в старом городе очень узкие, а мест для парковки практически нет.
Было решено, что главная достопримечательность Гамбурга — все-таки порт, куда мы и отправились на метро со станции со смешным для нашего уха названием Шлюмп. Саша и Мариан долго не могли понять, почему мне так смешно. ШЛЮМП!
Немецкое (а позже выяснилось, что и австрийское) метро не отличается ни красотой, ни чистотой. До московского или ташкентского (я там не была, но читала) ему еще ооооочень далеко
Вид на Новый город из порта. Обратите внимание на количество машин.
А это вид на сам порт:
Вода жуткого коричневого цвета и абсолютно непрозрачная. Город расположен на обеих сторонах реки, между которыми ходят паромы. В основном они конечно частные, но есть и работающие в режиме общественного транспорта.
Слева на этой фотографии видно здание, окруженное башенными кранами — это строящийся новый оперный театр. Не знаю как так получилось, что у меня нет отдельной его фотографии.
Чтобы перебраться на другой берег мы не стали пользоваться паромом, проще было воспользоваться старым пешеходным тоннелем:
Длина тоннеля всего 300 метров, а глубина меняется. Как она меняется и какова максимальная — написано на табличках, но написано жутко непонятно. Мы и тогда долго пытались разобраться, как читать эти знаки, а сейчас смотря на фотографию — я вообще ничего не понимаю.
Вот, может кто-нибудь догадается
Но этот тоннель не совсем пешеходный, на машинах сюда тоже можно, но естественно на таких, которые поместятся в лифт и в эту узкую дорожку между бордюрами. А еще ограничение скорости в тоннеле — 5 км/ч, поэтому ехать — не намного быстрее, чем идти.
Выйдя на поверхность земли можно насладиться замечательной панорамой Гамбурга. А на информационном камне можно еще и посмотреть что где находится и как это называется.
Так с этого берега выглядит статуя Отто фон Бисмарка. ООООчень популярный дядечка в Германии.
Памятник этот просто ОГРОМЕН, но об этом я узнала только когда попала в Гамбург уже зимой, так что здесь не будет фотографии поближе.
Вернувшись по вышеописанному тоннелю обратно в город, мы направились в Альтштадт.
Ратуша и ратушная площадь Гамбурга:
Недалеко от ратуши мы нашли довольно большой пирс выдающийся не то в Эльбу, не то уже в узенький заливчик Северного моря. Здесь располагалась довольно большая кафешка, забитая до отказа (это в рабочий день-то), а по пирсу прогуливались или просто сидели люди, кормили уток и очень агрессивных лебедей.
Здесь настало время попрощаться с Марианом, у него в тот день был экзамен по истории науки (Пифагор, Сократ и иже с ними — забавные предметы учат немецкие инженеры). Были получены последние наставления, куда лучше пойти и что посмотреть и как добраться до стоянки, где мы оставили машину, и сделано последнее фото с казахстанскими шоколадками на переднем плане.
Я рядом с блондином Марианом выгляжу просто чернокожей.
От пирса мы отправились в церковь Святого Николая. Но по дороге фотографировали все что казалось красивым. Вот, например, мост через реку (наверное, это все-таки не Эльба). Думаю, что жить в таком доме на самом-самом берегу реки интересно, а на первом этаже еще и вечный адреналин.
На самом деле оказалось, что церковь Святого Николая уже вовсе и не церковь, а мемориал. И, кстати, имя святого на немецком звучит не как обычно — St. Nikolaus, а именно St. Nikolai — не знаю, почему так.
Сама церковь была построена в 1874, строилась 29 лет. Была разрушена в ходе бомбежки Гамбурга в 43-ем, и восстановлена только в 87-м. Но восстановили не полностью, только одну башню, на которую можно подняться на лифте. Памятник посвящен всем жертвам войны и гонений 33-го — 45-го годов.
На площади рядом с церковью стоит еще один памятник, на этот раз уже руки современного мастера:
Называется "Земной ангел". Вокруг статуи на всех важнейших языках мира написано: "Дай мне свою руку и я приведу тебя назад к тебе". Написано точно так, вместе со стилистическими и синтаксическими ошибками.
Так же, на площади перед бывшим храмом находится вход в крипту, где сейчас расположен архив исторических документов, касающихся церкви. Туда мы не пошли, документы смотреть не так интересно, как на город с высоты птичьего полета.
С башни Гамбург выглядит так:
На этой фотографии можно еще раз посмотреть на ратушу, а перед ней — биржа. По крайней мере, раньше была.
Интересный перекресток пешеходных дорожек, расположенный прямо над перекрестком дорожек автомобильных. Очень удобный, особенно когда наверх не по лестнице надо подниматься, а на эскалаторе.
Фонтан во внутреннем дворике биржи. Зашли сюда уже под конец дня, и то после долгих уговоров меня.
Биржа снаружи выглядит неинтересно, и к тому же я ужасно устала. Но я не пожалела, что мы все-таки туда пришли — прохлада от фонтанчика, красивая архитектура, милые кафешки.
Отсюда, с биржи, мы решили поехать обратно на стоянку машин, где оставили свою. В принципе, время посмотреть город еще было, но, во-первых, мы страшно устали, а во-вторых, Мариан, как коренной житель Гамбурга, посоветовал выехать из города до 5 вечера, потому что потом мы 3 часа простоим по пробкам на подъездах к городу. Это оказалось неправдой, мы выехали из города около 6, и конечно машин на автобане было гораздо больше, да и двигались все гораздо медленнее, но тянулась эта "пробка" минут 15-20, — не думаю, что выехав до 5 мы бы сэкономили кучу времени.
Если подытожить — то наша экскурсия была долгой и красивой, но не очень содержательной. Мы большую часть времени просто гуляли по огромному, очень живописному городу. В Гамбурге сразу понятно, что ганзейский купеческий город-порт когда-то был очень богат, — старые дома вроде и как везде в Германии, но гораздо больше, с более богатой отделкой. В общем, Гамбург — шикарен, и мне повезло вернутся туда еще в декабре того же года.