Найти тему
РИА Новости

Заявление на пенсию в 2022 году: правила оформления и советы юристов

Оглавление
   Мужчина у информационного стенда в пенсионном фонде в Москве© РИА Новости / Максим Блинов
Мужчина у информационного стенда в пенсионном фонде в Москве© РИА Новости / Максим Блинов

Заявление на пенсию — документ, который необходим для назначения страховой выплаты в пенсионном фонде. О том, как получить накопительную пенсию по старости в 2022 году, образец заявления и правила заполнения — в материале РИА Новости.

Заявление о назначении пенсии

По достижении пенсионного возраста или в случае нетрудоспособности каждый гражданин РФ вправе получать пенсию. Но для этого необходимо написать заявление о назначении пенсии— специальной формы социального обеспечения в России. Всего существуют три вида пенсий, которые оформляются исходя из ситуации:

  • по старости — наиболее распространенный вид, которые подразумевает выплаты по достижении установленного пенсионного возраста. В 2022 году – это мужчины и женщины, которые достигли 61,5 и 56,5 лет соответственно. Сумма определяется на основе данных о периоде работы и минимальной суммы пенсионных баллов;
  • по инвалидности — начисляется людям I, II, или III группы инвалидности при наличии страхового стажа (периоде работы) любой продолжительности;
  • по случаю потери кормильца — назначается нетрудоспособным членам семьи, состоявшим на иждивении у погибшего кормильца.
“Заявление можно сдать в территориальный отдел ПФР (лично, в том числе при выездном приеме, или с помощью представителя), по электронной почте, через МФЦ (при наличии соответствующего соглашения между ПФР и МФЦ) или в электронной форме, в том числе через “Госуслуги” или на сайте ПФР”, — поделился Александр Спиридонов, ведущий юрист Европейской Юридической службы.

Зачем нужно заявление

Написать заявление на пенсию требуется каждому гражданину, который вправе получить такую выплату, так как иначе ее невозможно оформить:

“В соответствии с действующим законодательством определение гражданину пенсионных выплат носит заявительный характер. Пенсия не будет оформлена до тех пор, пока ПФР не получит заявление”, — пояснил Виктор Демянчук, председатель Волгоградской областной коллегии адвокатов №1.

Как написать

Для написания заявления достаточно заполнить в бланке все необходимые графы. По словам Виктора Демянчука, нужно оформить документ, соблюдая обязательные требования:

  • полностью, как в паспорте, написать фамилию, имя и отчество;
  • заполнить все необходимые пункты заявления;
  • заявление должно быть написано печатными буквами, с изложением достоверных данных, без зачеркиваний, исправлений;
  • в заявлении необходимо указать адрес регистрации как в паспорте и адрес фактического места проживания;
  • если регистрация по месту жительства отсутствует, в соответствующем пункте заявления пишется “нет”;
  • если место жительства заявителя находится за пределами России, адрес места жительства пишется как на русском языке, так и на языке иностранного государства;
  • при выборе правильного варианта из пунктов заявления, значок ставится в поле соответствующем варианту;
  • количество нетрудоспособных членов семьи находящихся на иждивении пишется прописью;
  • в конце нужно подписать документ и расшифровать свою подпись (представитель подписывает при наличии нотариальной доверенности).

Типовой образец

Найти и скачать образец заявления можно, например, на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации и некоторых других госорганов.

В бланке необходимо указать такие личные данные, как ФИО, ИНН, гражданство, адрес проживания, номер телефона, пол, а также другие данные.

Другой вариант получения типового образца — посетить ПФР или МФЦ и заполнить форму вручную.

Образец заявления выглядит следующим образом:

Порядок подачи заявления

К заявлению на пенсию нужно приложить еще ряд бумаг:

“Для оформления страховой пенсии по возрасту необходимо представить в ПФР не раньше, чем за месяц до обозначенного в законе возраста заявление и документы, удостоверяющие личность и подтверждающие возраст, гражданство, место жительства и страховой стаж”, — рассказал Александр Спиридонов, ведущий юрист Европейской Юридической службы.

С 01.01.2022 появилась возможность назначения страховой пенсии по старости в автоматическом режиме. При этом заявление о назначении такой пенсии подается в форме электронного документа с использованием Единого портала госуслуг.

Подача заявления через “Госуслуги”

“Госуслуги” — это единый портал государственных услуг, через который можно подать заявление на пенсию:

“Подача заявления через Единый портал госуслуг является наиболее удобным, эффективным и быстрым способом подачи заявления о назначении пенсии, так как часть данных о пенсионере уже содержится на портале. Портал позволяет оперативно вносить изменения в данные пенсионера при совершении ошибок, а также указывает на сами ошибки при составлении”, — добавил Александр Спиридонов.

Как утверждает Виктор Демянчук, чтобы оформить пенсию через сайт госуслуг, понадобится выполнить следующие действия:

  • Заявителю необходимо зарегистрироваться на сайте госуслуг, затем войти в свой личный кабинет.
  • В каталоге услуг выбрать раздел “Пособия, пенсии, льготы”.
  • Выбрать услугу "Установление пенсии".
  • Затем выбрать ссылку “Назначение пенсии”.
  • На открывшейся странице нажать кнопку “Начать” и перейти к заполнению анкеты-заявления.
  • В анкету-заявление вводятся все необходимые и обязательные данные для заполнения. В анкете-заявлении необходимо указать вид пенсии, за назначением которой обращается заявитель.
  • Также указывается адрес отделения ПФР, в которое обращается заявитель, делается отметка об обязанности информировать отделение ПФР обо всех изменениях, влияющих на размер пенсионных выплат, после чего анкета-заявление отправляется в отделение ПФР.
   Человек выбирает услугу в терминале в ПФР в Москве© РИА Новости / Максим Блинов
Человек выбирает услугу в терминале в ПФР в Москве© РИА Новости / Максим Блинов

В личном кабинете “Госуслуг” появится уведомление о направлении анкеты-заявления в отделение ПФР, которое рассматривается в течение десяти дней.

По словам эксперта, после направления анкеты-заявления необходимо будет явиться в отделение ПФР и представить подлинники документов на проверку. Если пенсия оформляется посредством МФЦ, подача документов осуществляется в таком же порядке, как и при личном обращении в отделение ПФР. Необходимо приготовить все бумаги и заявление, затем обратиться с ними в многофункциональный и через специалиста МФЦ подать в отделение ПФР, сотрудник центра проверит правильность оформления заявления и комплект документов. Далее нужно ждать результатов рассмотрения. Срок рассмотрения — десять дней.