Привет от Путина
Всемирный конгресс татар всячески демонстрировал встроенность структуры в общефедеральную повестку. Началось с приветствия Владимира Путина, который отметил работу ВКТ и пообещал, что «все востребованные просветительские, информационные проекты, программы и инициативы по созданию культурных и образовательных центров получат поддержку».
Видеопоздравление прислал бывший министр строительства РТ, а ныне Вице-премьер России Марат Хуснуллин, на русском языке пожелав конгрессу успешной работы. Известный в РТ личными хорошими отношениями с Миннихановым, приветствие прислал Сердар Бердымухаметов – Президент Туркменистана.
Зачитали приветственную телеграмму от главы МИД РФ Сергея Лаврова. В тексте отмечен факт существования лояльного Россотрудничеству «Альянса татар Европы». Потом была приветственная телеграмма от мэра Москвы Сергея Собянина. Перечислили заместителей губернаторов, которые возглавили татарские делегации от регионов, – это замгубернатора Кемерово Вячеслав Телегин, Азат Салихов (Свердловская область), Азат Ислаев (ХМАО), Михаил Харитов (Бурятия). Губернатор Ульяновской области Алексей Русских также отметился видеооткрыткой (не зря же родина Ленина в этом году приняла Федеральный Сабантуй). На экране вместе с телеграммой Собянина промелькнул текст поздравления от Главы Башкортостана Радия Хабирова.
Два вечных вопроса и сбор ягод
Самым ярким из выступлений был спич председателя Союза писателей Татарстана, депутата Госсовета РТ Ркаила Зайдуллы. Он был одновременно и дипломатичен, и резок и путем аллегорий достаточно жестко высказался о текущей ситуации в жизни татар.
Начал он с вопросов. «У Тукая был любимый вопрос: “Куда я иду?”. Куда мы идем? Куда наш путь? Ответ поищем вместе. В Советском Союзе было понятие “старший брат”. Оно и сейчас есть. Старшему не просто найти свое место в мире. Все это время его волнует два вопроса: что делать и кто виноват? Русский философ Василий Розанов ответил на него: “Летом следует собирать много ягод, кипятить из них варенье, а зимой сидеть тихо и пить чай с вареньем”. Тогда отпадает потребность искать ответ на второй вопрос: ты сыт и не надо искать виноватых», – размышлял депутат.
По мнению Зайдуллы, татары не ищут ответа на второй вопрос. «Мы нашли ответ: мы виноваты сами. Есть же слова в песне: “Не волнуйся, не горюй, не переживай, я во всем сам виноват”. Когда ты сам виноват, то все становится легче. Хочется спокойно сеть и пить дома чай с вареньем. А мы умеем собирать много ягод. Зайдите в соцсети и увидите, там сплошь ягоды. Ведрами, корзинами. Скажешь, нас ничего не волнует, в политику мы не лезем», – иронизировал писатель-депутат.
«Мы служим удобрением другим народам...»
Осторожность и аполитичность татар, по мнению Зайдуллы, объясняется катаклизмами и страданиями, через которые прошел народ. «Но есть закон: если ты не занимаешься политикой, политика занимается тобой. Поэтому этот проклятый вопрос “что делать?” опять предстает перед нами. У нас же нет политических амбиций, мы хотим не потерять свою первооснову, сохранить язык и традиции и спокойно хотим “пить чай с ягодами”. Но оказывается, в условиях глобализации даже эту простую и естественную задачу не просто решить, – заявил спикер. – Больше половины народа уже не знает татарский, у оставшейся половины язык далеко от совершенства. Потому что у нас теперь нет национального образования, уничтожена сеть национальных школ. ЕГЭ сдать на родном языке ты не можешь, ФГОС с каждым разом “совершенствуется”. Национальные языки могут быть окончательно изгнаны из школы».
Следом прозвучала тема «инкыйраза» (отсыл к известной антиутопии Гаяза Исхаки «Гибель через 200 лет»), ассимиляции и перехода к добровольному преподаванию родных языков.
«Татарский язык и в 9-11 классах не преподается. Нельзя получить полноценно среднее образование. В этом году единственная девочка сдала ЕГЭ по татарскому языку. Порадовались, ее показали по ТВ. Остается только плакать. Скоро и писателей, филологов и артистов не останется. Вы знаете, что как закончится национальная культура, так и закончится нация. Это аксиома, – огласил приговор делегат. – Нам говорят, что главное было национальное сознание. И приводят в пример польских и литовских татар. Они потеряли язык, но сохранили религию и самосознание. Они все растворились, это только осколок от той массы татар. Сколько их осталось, вы знаете? Где их обряды, танцы, про литературу не говорю... Национальное самосознание... Мы же не евреи, наши люди во втором-третьем поколении уже исчезают как ветер. Мы служим удобрением другим народам...»
Речь писателя-депутата сорвала бурные аплодисменты зала.
Ветры из Уфы
Кстати, в зале особенно внимательно слушали всё, что было связано с Башкортостаном. О трениях в период переписи старались не вспоминать. Лишь Василь Шайхразиев в ходе своего отчета упомянул о том, что впервые ВКТ нанял юридическую компанию для сопровождения процесса переписи.
Интересно, что представитель ВКТ в Башкортостане Альфред Давлетшин по каким-то причинам не оперировал понятием «татары Башкортостана» или «башкортостанские татары». По его словам, он представлял уфимских татар, татар Урала. Среди достижений в жизни татар соседней республики упомянули проведение в 2019 году Дней Татарстана в Башкирии и установку в Уфе на средства татарского предпринимателя памятника Габдулле Тукаю. Затем вспомнили про памятники Гази Загитову, установившему Знамя Победы над Рейхстагом, Мусе Гарееву, летчику, дважды Герою Советского Союза, легенде партизанского движения Даяну Мурзину. Упомянул спикер и про Музей писателя Фатиха Карима в Бижбулякском районе Башкирии. После того как Татарстан обновил его на собственные средства (14 млн рублей), в марте 2021 года Всемирный курултай башкир предложил его переименовать и создать экспозицию его башкирского брата. Это стало первыми «выстрелами» в переписи, звучавшими потом на протяжении всего 2021 года.
Поблагодарил Давлетшин и «Татнефть», которая благоустроила в Уфе на свои средства могилу известного татарского богослова и просветителя Ризы Фахретдина. Гости из башкирского курултая тогда также внесли нематериальный вклад, поучаствовав в церемонии, напомнив про некую исконную племенную принадлежность ученого…
От ислама до лошадей и сабантуев
Вице-премьер Василь Шайхразиев перед выборами (забегая вперед, скажем, что его повторно утвердили единогласно) на должность главы «Милли шура» отчитался о проделанной работе.
Понятно, что куратор татарского вопроса от власти не мог упомянуть про свой любимый конек – сабантуи. Каких только видов сабантуев за эти годы не появилось: помимо федерального есть и шахтерский, и Иртышский (Казахстан). Не сомневаемся, что разнообразные версии Сабантуя будут появляться и дальше. Но в то же время Шайхразиев отреагировал на замечание Минниханова о том, что праздник плуга во многом потерял свою национальную окраску. Вице-премьер обещал поднажать в этом вопросе. Ну что ж, «будем посмотреть».
Среди достижений была упомянута «Стратегия татар», которую, по словам спикера, и дальше следует реализовывать.
Два вопроса Шайхразиев выделил отдельно – это ислам и медиа. По его словам, «татарам не выжить без ислама». Отсюда в составе ВКТ появится отдел по работе с муфтиатами. Также среди новых задач – активное освещение жизни татарского народа, поэтому решение – новый отдел в составе ВКТ. Тут же Василь эфенди похвалил «Татар-информ» за успешное сотрудничество с конгрессом.
Тема татарской лошади, которая стала больной темой для соседей с Урала, также нашла отражение в выступлении Василя Шайхразиева: «Не зря в татарском языке мужчина звучит как “ир-ат”. Конь всегда играл важную роль в жизни татар. Возрождение татарской породы лошади тому доказательство и большая гордость. Конь всегда был в жизни татар. Это наш 1000-летний символ. Символ Сабантуя – Тулпар ат. Рустам Нургалиевич дал поручение проехать на конях татарской породы от Казани до Алтая, колыбели тюркских народов». Теперь можно не сомневаться – «татарская лошадь» (как бренд и в то же время шпилька) останется в арсенале Казани.
Улица Шаймиева и лагерь в Болгаре
Одним из самых громких заявлений пленарного заседания стала импровизация гостя из Ташкента Рима Гиниятуллина, бывшего министра мелиорации и вице-премьера Узбекистана. Он предложил переименовать улицу Баумана в Шаймиева. «В Казани каких только улиц нет. Кирпичная, Силикатная... Центральная улица носит имя никому не известного Баумана. Я предлагаю переименовать улицу в честь Минтимера Шаймиева. Есть же в Грозном улица Путина, в Казани – Назарбаева. Я надеюсь, что прогуляюсь по улице Шаймиева», – заявил аксакал.
Среди других его предложений – утвердить в году День татар и взять за основу 19 июня, день основания ВКТ.
Первый Президент, ныне Госсоветник Татарстана Минтимер Шаймиев, вышедший на трибуну, не стал комментировать идею о переименовании улицы, но озвучил свою – создать детский лагерь в Болгаре. «Нам нужно проработать вопрос и создать условия для детей, чтобы можно было летом привозить в Болгар и показать им нашу историю», – сказал Госсоветник. Идею позже поддержал Президент Татарстана Рустам Минниханов.
Часть выступления Шаймиева (его постоянно прерывали аплодисментами) была обращена к прошлому – в нем была и гордость за декларацию о суверенитете, и благодарность первому председателю ВКТ Индусу Тагирову за умение собрать татар вместе, и воспоминание про заслуги Рафаэля Хакимова, первого директора Института истории им. Марджани АН РТ («спасибо за издание 7-томной истории татар»).
Споры о декларации
Завершающей частью стало избрание нового состава «Милли шура» (Национального совета), в который вошло 75 человек.
В выборном процессе был задействован пилот, Герой России Дамир Юсупов. Он вышел на сцену, передал салям от своего сына и предложил выдвинуть на должность председателя «Милли шура» Василя Шайхразиева. «Я сам летаю, но Василь Гаязович по налету часов даже обошел меня», – пошутил Дамир.
Сюрпризов не было – Шайхразиев был избран единогласно. Но небольшой скандал все же произошел: он был связан с принятием резолюции пленарного заседания ВКТ. Его текст был роздан делегатам сегодня и содержал несколько тезисов. Сама резолюция была только на татарском. Вкратце перескажем ее тезисы:
Во вступлении говорится, что ВКТ оправдал себя как организация что за последние 5 лет, что за 30 лет существования. Организация активно сотрудничает с МИД РФ, Россотрудничеством, субъектами РФ, муниципальными органами, национально-культурными автономиями других народов.
Отдельно перечислены успехи ВКТ: проведение различных форумов, мероприятий, работа с бизнесом, разработка стратегии татар. Отмечается большая роль ВКТ в единении татар во время переписи. Упоминается также празднование 100-летия ТАССР и 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией.
«Мы не согласны с политикой санкций…»
Также в резолюции отмечена специальная военная операция: «Съезд высоко оценивает усилия руководства страны для защиты ее суверенитета, независимости, государственного и территориального единства, а также гарантии Конституции в вопросах сохранения национально-культурных особенностей и языков народов РФ… Мы, делегаты съезда, выражаем поддержку Президенту Российской Федерации Владимиру Путину в вопросах защиты жителей Донбасса, восстановления там мирной жизни, а также демилитаризации и денацификации Украины… Мы не согласны с политикой санкций в отношении Российской Федерации, которые ведут США и страны коллективного Запада, это негативно сказывается на сотрудничестве и ведет к искусственному созданию враждебности и противоречиям…»
Отдельного пассажа удостоилась зарубежная организация «Форум свободных народов России» и ее отдельные представители, деятельность которых ведет «к нарушению территориальной целостности нашей Родины, разрушению социальной и политической стабильности». Резолюция съезда осуждает деятельность данных организаций.
Когда на голосование был поставлен текст резолюции, в зале поднялась ветеран национального движения Фаузия Байрамова и попыталась взять слово. Она встала и начала что-то говорить, но Шайхразиев ее не услышал. Фаузия ханум покинула зал и уже потом высказалась по этому вопросу в соцсетях. Все остальные делегаты съезда поддержали текст резолюции.
В конце пленарного заседания Президент Татарстана Рустам Минниханов вручил награды большой группе делегатов съезда, отметив тем самым их вклад.