Статья посвящена памятным местам Подмосковья, связанным с именем Петра Ильича Чайковского, - усадьбам, в которых он жил и творил, создавая свои гениальные произведения.
Композитор очень любил русскую природу, и в сельской тиши, полном уединении, в общении с природой, в дали от столичной суеты его посещало вдохновение: «Ничего лучшего, ничего более соответствующего моим требованиям нельзя придумать, как жизнь в деревне. С каждой поездкой в Москву я всё более и более убеждаюсь, как пагубно действует на меня городская суета. Всяких раз я возвращаюсь сюда совершенно больной и немедленно воскресаю в своём тихом уголке».
Петра Ильича отличала скромность, трудолюбие, следование заведённому распорядку дня, где отводилось время и на создание музыкальных шедевров, и на помощь людям, и на любимые занятия - прогулки, чтение, садоводство.
О том, каким был Чайковский, как прошли последние 9 лет его жизни с 1884 по 1893 гг., тесно связанные с Подмосковьем, я расскажу в этой статье.
Усадьба Плещеево, Подольск
На восточной окраине Подольска, на левом берегу живописной реки Пахры находится станинная усадьба Плещеево, связанная с Петром Ильичом Чайковским.
В 1882 году имение, известное в этих краях с 14 века сперва как вотчина боярина Бяконта, а потом бояр Морозовых, приобретает вдова железнодорожного магната, меценатка, баронесса Надежда Филаретовна фон Мекк.
Композитор состоял в переписке с баронессой фон Мекк, которую называл своим дорогим другом, при этом они ни разу не встретились лично.
Их удивительная переписка, в ходе которой они написали друг другу 1200 писем, длилась более 13 лет.
Надежда Филаретовна на протяжении всех этих лет оказывала композитору финансовую поддержку, именно ей Чайковский посвятил свою Четвертую симфонию, написав посвящение «моему лучшему другу».
Вскоре после приобретения баронессой Плещеево гостем имения становится Петр Ильич, которому нравилось творить в тиши и уединении, гуляя по тенистым аллеям старинного парка, дарящего атмосферу творческого поиска..
И вот 3 сентября 1884 года композитор приехал в усадьбу, где провел целый месяц, работая над своей "Концертной фантазией" и написанием романсов.
Петра Ильича и усадьба, которая предстала перед композитором в поэтической красоте былого великолепия, и здешняя природа привели в полнейший восторг, подарив вдохновение для творчества. Он с сожалением расставался с Плещеево. Вот как он пишет об этом Надежде Филаретовне: «После месяца полного уединения не так-то легко очутиться в омуте петербургской жизни».
С коротким визитом он побывал здесь ещё раз летом 1885 года всего пару дней, работая над симфонией «Манфред». Сейчас усадьба, восхитившая Чайковского, ветшает и рушится, ее современное состояние мало напоминает тот уголок тишины и отдохновения, который так пленил композитора. Хотя были интересные задумки устроить в Плещеево культурный центр, где бы был и музей П.И Чайковского, и музыкальная гостиная, и литературное кафе.
Сейчас только остатки парка со старинными липами, берёзами, елями и соснами в нем да две пары белокаменных въездных обелисков хранят память о хозяевах усадьбы и их знаменитом госте.
Поездка в подмосковное Плещеево стала судьбоносной.. Благодаря проведенному в имении баронессы фон Бекк времени, в Чайковском окончательно утвердилась мысль поселиться в Подмосковье.
Клин и окрестности
«Я к Клину, сам не знаю как, ужасно привязался и не могу себя представить в другом месте».
Подмосковный город Клин отмечен на всех туристических маршрутах, и это неудивительно. В Клину и его окрестностях провел последние годы жизни великий композитор Петр Ильич Чайковский.
Сразу по прибытии в этот старинный город его гостям становится видно, с чьим именем связана его история: в торце железнодорожной платформы, куда прибывают электрички, недалеко от здания вокзала стоит бюст Чайковского.
Установленный в 1960 году, он является одним из первых памятников композитору в городе.
Автор — ленинградский скульптор Гавриил Гликман.
И это не единственный памятник композитору в Клину.
На Советской площади рядом с клинским Домом культуры , органично вписавшись в современную архитектуру города, нас встречает скульптура Чайковского работы Христофора Геворкяна, украсившая город в 1995 году.
Петр Ильич изображен как бы прогуливающимся по улочкам Клина, погруженный мыслями в рождающуюся мелодию. На постаменте из серого блока гранита бронзовый рельеф с изображением нотного листа.
В нескольких тактах, те, кто владеют нотной грамотой, смогут прочесть мотив из оперы «Иоланта».
О памятниках у дома-музея в Клину и в усадьбе Фроловское мы напишем позднее.
Совсем недавно в 2021 году город украсил ещё один памятник Петру Ильичу. 17 ноября прошлого года он появился у старейшей подмосковной детской музыкальной школы, перешагнувшей 85-летний рубеж. Автор- скульптор Илья Дюков.
Чайковский изображен за дирижерским пультом во время исполнения Шестой симфонии - последнего произведения, написанного здесь, в Клину.
Город Клин расположен в Московской области, на берегу реки Сестры, в 86 км к северо-западу от Москвы.
Это один из старейших городов Подмосковья, первое упоминание о котором в Никоновской летописи относится к 1317 году. В 1785 году Клин получает статус уездного города Московской губернии, в котором и остаётся до революции 1917 года.
Собственного дома в Подмосковье у Чайковского никогда не было.
С именем Петра Ильича в Клину и его окрестностях связано пять старинных усадеб, расположенных недалеко друг от друга,– это его деревенские «убежища».
Это, во-первых, основная усадьба в Клину с известным всему миру мемориальным домом-музеем композитора. А ещё усадьбы: Майданово -на севере города, Демьяново -на юге, Спас-Коркодино на востоке и Фроловское, примыкающая к южной границе Клина.
«Клинский период» - это почти девять лет жизни и творчества Чайковского, охватывающий с 1885 по 1893 год.
Это годы достижения наивысшего расцвета мастерства композитора, создания им произведений, вошедших в сокровищницу мировой музыки.
1885 год… Петр Ильич стал уже известным композитором. Концерты, постановки, издательские дела, встречи, переговоры постоянно призывали композитора то в Петербург, то в Москву. Приезжая в столицу, Петр Ильич вынужден был останавливаться в гостиницах. Потребность быть «хоть где-нибудь у себя дома» назревала в нем на протяжении нескольких лет. Однако, не имея достаточно средств, необходимых для покупки собственного дома, Чайковский искал возможность арендовать усадьбу на длительный срок в тихом уголке, где бы были все условия, необходимые для творчества.
Эта потребность и привела Петра Ильича к решению жить за городом, вдали от суетливой Москвы и светского Петербурга.
1 января 1885 года он разместил в газетах объявление о том, что хочет снять на год дом в Подмосковье.
Были сформулированы требования к дому: не более трех часов езды от Москвы на поезде, наличие реки, пригодной для купания, и обязательное наличие парка. Дом должен быть с фундаментом, чтобы в нем можно было жить круглогодично.
Но нужный дом долго не находился. Композитор уже решил вновь уехать за границу, но тут его слуга Алексей Сафронов, сам родом из Клинского уезда, приглядел дом помещицы Н.В.Новиковой в селе Майданово.
Это было достаточно большое строение: в доме было семь комнат на первом этаже и пять на втором. Решающим фактором стало, что находился он всего в двух верстах от города. Словом, выбор был весьма удачный, благодаря тому, что Клин стоит на участке железной дороги Москва – Петербург и отсюда в любой день можно было поехать по делам в одну из двух столиц.
И вот 5 февраля 1885 года Петр Ильич поселился в Майданово. Усадьба была расположена весьма живописно – на высоком берегу реки Сестры. Кругом леса, поля. Да и сама усадьба не простая, с историей.
Усадьба Майданово возникла в конце XVI века. Ее владельцем был Кирилл Полуэктович Нарышкин. Наследниками усадьбы стали сын Лев и дочь Наталья. Как известно, Наталья Кирилловна вышедшая замуж за царя Алексея Михайловича, была матерью Петра I. Получается, что Майданово можно считать родовым гнездом российского государя.
Во второй половине XVIII века новые владельцы перестроили усадьбу в стиле классицизм, возвели двухэтажный деревянный дом, церковь Знамения, перепланировали парк, создали фигурные пруды с островами, украсили усадебную территорию малыми парковыми скульптурными формами.
По приезде в Майданово Чайковский написал: «Какое счастие быть у себя! Какое блаженство знать, что никто не придет, не помешает ни занятиям, ни чтению, ни прогулкам! Я понял теперь раз навсегда, что мечта моя поселиться на весь остальной век в русской деревне не есть мимолетный каприз, а настоящая потребность моей натуры».
Единственное, чего не хватало для работы композитора в доме, - это кабинетного рояля. И рояль появился, и не простой, а питерской фирмы «Яков Беккер».
В 1885 году его в качестве подарка композитору доставил владелец фабрики Павел Леонтьевич Петерсон.
Этот «беккеровский» рояль затем побывал с ним во всех клинских усадьбах. Именно он сейчас находится в доме-музее П.И. Чайковского в Клину.
«Клинский период» в жизни композитора был максимально продуктивным.
Чайковский много работал, проводил за роялем ежедневно с 9 до 13 часов, а после обеда отправлялся на двухчасовой променад, во время которого придумывал музыку на ходу и сразу её записывал. Ему нравилось творить уединенно, в тиши, вне суеты.
«Музыкальные мысли, - говорил он, - зарождаются во мне как только, отвлекшись от чуждых моему труду соображений и забот, я принимаюсь за работу. Большинство мыслей, впрочем, возникает во мне во время моих ежедневных прогулок…». По заведённому обычаю, с записной книжкой в руке, куда заносились все посещавшие композитора идеи, мотивы и музыкальные образы, совершал Чайковский свои обязательные ежедневные прогулки, невзирая на погоду.
«Я… создан для деревенской жизни, мне необходимы такие прогулки, где бы я мог быть наедине с природой».
У композитора было три любимых маршрута, по которым он ходил из Майданово в Клин и обратно. Первый проходил через деревню Праслово к Дмитровскому мосту, второй пролегал по берегу реки Сестры, третьй – тоже через деревню Праслово, но в отличие от первого, проходил там, где сейчас находится пешеходный мост, и далее в Ямскую слободу и в Клин.
В Майданово Петр Ильич провел в общей сложности четыре года.
В первый раз композитор прожил здесь с февраля 1885 года до конца 1887 года. В это время им были созданы новая редакция оперы «Кузнец Вакула», позже переименованной в «Черевички», симфония «Манфред».
В следующий раз он поселился в Майданово после возвращения с триумфальных гастролей по Соединённым Штатам. На сей раз Чайковский поселится во флигеле, в котором раньше проживала хозяйка.
Он прожил в нем ровно год с мая 1891 г. по май 1892 г.Затем произошел случай, заставивший его навсегда покинуть Майданово.
Однажды, вернувшись с прогулки, Петр Ильич обнаружил пропажу золотых часов- подарок баронессы фон Мекк, заказанный ею у французских ювелиров, в честь написания им оперы «Орлеанская дева». Чайковский любил эти часы и дорожил ими, с одной стороны на них было изображение Жанны д’Арк на коне, а с другой – Аполлона в окружении муз. Расследование не принесло никаких результатов, часы найдены не были.
Из-за этого композитор окончательно рассорился с хозяйкой и уехал из Майданово. На сей раз в тот самый знакомый нам дом в Клину, но о нем чуть позже. В 1891-1892 гг. в Майданове он написал оперы «Чародейка» и «Иоланта», балет «Щелкунчик», романсы.
Не одно лишь творчество занимало в Майданове композитора. Пётр Ильич много сделал для Клинского уезда.
Так, он договорился об открытии в Майданове школы для крестьянских детей и регулярно жертвовал средства на её содержание.
Ещё в самом начале Майдановского периода Петр Ильич начал помогать местной церковно-приходской школе. Настоятель Знаменской церкви Георгий Боголюбский обратился с просьбой материально поддержать школу к владелице Майданово Новиковой. В силу финансовых трудностей помочь она не могла, но о просьбе случайно услышал Чайковский, который и стал единственным спонсором учебного заведения.
Для школы на пожертвованные Петром Ильичом средства купили учебники, тетради, прочие необходимые для занятий материалы. Композитор помогал школе постоянно, и не только деньгами: он интересовался ее жизнью и успехами учеников.
24 июня 1885 года в городе случился сильный пожар, уничтоживший за одну ночь две трети города - полторы сотни домов, а также торговые ряды в Клину.
Композитор и его брат Модест лично активно участвовали в борьбе с огнем вместе с жителями города. А после пожара он бесплатно пустил в свой дом несколько семей погорельцев.
Всё это напомнило мне своей активной жизненной позицией, включенностью в повседневность, готовностью помочь не одним лишь словом, а реальным делом другого русского гения и человека с большой буквы - Антона Павловича Чехова, о котором у меня тоже был материал:
Запомнилось, как гениально отметил это сходство Константин Паустовский: «Три замечательных художника неразрывно связаны в нашем сознании друг с другом и олицетворяют собой Россию. Это – Чехов, Чайковский и Левитан. {…} Не было в истории другого такого примера, чтобы три соотечественника и современника – писатель, композитор и художник – так органически дополняли друг друга в своем творчестве и все вместе так ясно и полно выражали свое время».
Оказалось, что гениальный композитор и великий писатель были лично знакомы. Познакомившись с творчеством молодого Чехова, Петр Ильич сразу угадал в нем «будущий столп нашей словесности». Чайковский и Чехов были дружны, регулярно писали друг другу, обмениваясь своими творениями- посылали в дар ноты новой партитуры или только вышедший из печати сборник рассказов и повестей; даже вынашивали план совместной работы- обсуждали содержание будущего либретто для оперы «Бэла». Петр Ильич хотел, чтобы Антон Павлович написал для него это либретто по мотивам повести Лермонтова, но этим планам не суждено было сбыться.
1886-1887 годы были плодотворными не только в плане творчества, но и запомнились массовым наплывом дачников в Майданово.
Для творчества там стало слишком шумно, и Чайковский переехал в другой дом помещицы Новиковой, который находился приблизительно там, где сейчас располагаются стадион и бассейн.
Материальное положение композитора в эти годы значительно улучшилось, и в планах Петра Ильича было приобретение участка у Новиковой, на котором он намеревался построить собственный дом, но раскрылись долги за землю, которые должен был оплатить новый собственник, и от идеи покупки пришлось отказаться. Из-за этого вышла ссора композитора с помещицей, и в 1888 году Чайковский переехал в соседнее Фроловское, в котором прожил три года с 1888 по 1891 год.
Дом статской советницы Н.В.Новиковой в селе Майданово, где жил и творил Чайковский, к сожалению, не сохранился, но остался пруд и старый парк.
К 175-летию композитора Майданово преобразилось: отремонтировали дом культуры, очистили пруды, на которых появились два белых и два черных лебедя, приведены в порядок дорожки парка. Самое главное - здесь сохранился дух русской природы, который так вдохновлял Петра Ильича.
Весной 1888 года Чайковский нашел новое «убежище», и опять около Клина. «Притом же там всего один дом, одна усадьба, и я не буду видеть ненавистных дачников, гуляющих под моими окнами, как это было в Майданове. Называется это место селом Фроловским», - отмечал композитор.
Фроловское - усадьба помещицы Л.А. Паниной - удивительно красивое место, живописно расположенное на лесистых холмах, в пяти километрах от Клина.
Окружавшая имение природа вдохновляла композитора: бесконечные завораживающие дали, леса, чередующиеся с полями, речка Жерновка – всё это дарило Петру Ильичу радость жизни, служило источником вдохновения и творческого импульса.
Уединенная усадьба, старинный дом, запущенный сад...Это клинское местечко сразу же полюбилось композитору, о чём он сообщил 15 мая 1888 года в письме брату Модесту: «Я совершенно влюблён во Фроловское: после Майданова вся здешняя местность мне кажется раем небесным. И в самом деле, хорошо до того, что я утром пойду гулять на полчаса, увлекусь и прогуляю иногда часа два. Всё лес, и даже местами настоящий, таинственно чудный бор… По вечерам, при заходе солнца, гуляю по открытому месту, причём вид роскошный».
Во Фроловском Петр Ильич прожил три года с апреля 1888 года до мая 1891 года, сюда он возвращался после триумфальных гастрольных поездок по Западной Европе (Берлин, Лейпциг, Гамбург, Париж, Лондон. ..), увенчанный лаврами и как композитор, и как дирижер.
Во Фроловском им была написана удивительная музыка, которая до сих пор волнует, тревожит и радует всех, кто с ней соприкасается, - «Пятая симфония», увертюра «Гамлет», секстет «Воспоминание о Флоренции», музыкальная сказка-балет «Спящая красавица», посвященная весне, любви и пробуждению жизни.
Живя в Майданово и Фроловском, наведывался Петр Ильич и в расположенные по соседству Демьяново и Коркодино. Расскажем о них.
Спас-Коркодино
На правом берегу реки Лутосни на высоком холме в 12 км к востоку от Клина лежит старинное село Коркодино, в которой располагалась усадьба Спасское, в 18 веке ей владели Фонвизины. К сожалению, к настоящему времени от нее сохранились лишь парк да остатки фонтана.
А в 1888 году в усадьбу Спас – Коркодино из Фроловского ездил Чайковский, о чем сохранилась его дневниковая запись: «За Щаповым удивительно красивая местность, и Спасское мне страшно понравилось».
Здесь открывается великолепный вид на глубокую долину реки и окрестные холмы. Старинная усадьба располагалась на одном из трёх живописных холмов, между которыми протекает Лутосня.
Былинный характер местных пейзажей дарил композитору вдохновение. Сюда Петр Ильич заглядывал в гости к её владельцу земскому начальнику Клинского уезда Сергею Ивановичу Фонвизину, женатому на племяннице Софьи Андреевны Толстой — Вере Петровне Берс.
Демьяново как центр культурного притяжения
В окрестностях Клина, по соседству с Майданово и Фроловским, в селе Демьяново располагалась ещё одна усадьба – Демьяново, красивейшее место в отрогах Клинско-Дмитровской возвышенности. Петр Ильич любил бывать здесь в гостях у своих друзей – братьев Танеевых.
Владельцем усадьбы с 1883 года до революции был Владимир Иванович Танеев, известный адвокат, философ, социолог ,у которого часто гостил его брат – Сергей Иванович, известный композитор, пианист, директор Московской консерватории, любимый ученик П.И.Чайковского.
Неоднократно пешком приходил в Демьяново и сам Петр Ильич (большой любитель длинных пеших прогулок – пройти 10-12 км в день было для него привычным делом), живший в нескольких верстах отсюда – в усадьбах Майданово, а затем Фроловское.
В «дачный период» усадьба Демьяново становилась центром культурного притяжения творческой интеллигенции – ярких представителей Серебряного века, среди которых Андрей Белый, Александр Скрябин, Аполлинарий Васнецов, Гнесины.
Демьяново «давало насельникам усадьбы и возможность уединения, интимного общения с природой и, одновременно, комфортное чувство неразрывной связи с привычным кругом общения».
Усадьба Демьяново, к сожалению, превратилась в руины, но на окраине старинного парка сохранилась построенная в 1746 году действующая церковь Успения.
Особый интерес представляет погост рядом с Успенским храмом. Здесь похоронен последний владелец Демьяново Владимир Иванович Танеев и находится мемориальный некрополь семьи Чайковских.
Тут покоятся родные братья композитора Модест и Ипполит, его любимый племянник Владимир Давыдов.
Сам Петр Ильич тоже хотел найти здесь свой последний приют, но его могила находится в нелюбимом им Петербурге в Александро-Невской лавре.
Усадьба Демьяново получила в 1991 году статус филиала Государственного дома-музея Петра Ильича Чайковского в Клину. Постепенно привели в порядок старинный парк, сейчас он – одно из любимейших мест для прогулок клинчан. В обновленном парке среди березовых рощ проложены дорожки. Прогуливаясь по аллеям старинного парка, среди деревьев можно встретить двухсотлетних исполинов.
Есть планы восстановить и почти полностью разрушенную усадьбу. Но пока реставрация ограничилась только информационными стендами, которые разместили у руинированого дома усадьбы.
Но вернёмся во Фроловское.
На обожающего клинские места Чайковского удручающе подействовала вырубка леса вокруг Фроловского. Он пишет брату:«… вне дома – ужас. Весь, буквально весь лес вырублен, а остатки и теперь вырубаются. Осталась только роща за церковью: гулять негде… Господи, до чего исчезновение леса меняет совершенно характер местности и до чего это печально! Все эти милые тенистые уголки, существовавшие ещё в прошлом году, теперь – голая плешь!»
И всё же, Пётр Ильич сохраняет своё трогательное отношение к Фроловскому и даже предаётся мечтам о покупке этого имения, о которых сообщает другому брату – Анатолию: «Знаешь, несмотря даже на вырубку леса, во Фроловском удивительно хорошо, и одиночество по временам до того мне необходимо и усладительно, что я его, кажется, оставлю за собой».
К сожалению, до нашего времени Фроловское не сохранилось, но прекрасно сохранился старинный усадебный парк, по которому некогда гулял маэстро.
А в парке этом есть памятник композитору. На монументе выгравированы слова, отражающие трепетное отношение Чайковского к этому месту: «Я совершенно влюблён во Фроловское. Вся здешняя местность мне кажется раем небесным».
Дом во Фроловском, который так нравился Чайковскому, требовал значительных затрат на содержание и ремонт, без которого он стремительно ветшал.
В мае 1891 года композитор вновь вернулся в Майданово, где прожил ровно год до мая 1892 года. В этот период в Майданове им были написаны балет «Щелкунчик» и опера «Иоаланта».
Домик на окраине
Так, уже в мае 1892 года он снимет в аренду расположенный в Клину дом мирового судьи Виктора Степановича Сахарова, статского советника, гласного уездного земского собрания Клинского уезда.
В доме на окраине старинного Клина Петр Ильич поселился 5 мая 1892 года и прожил в нем последние семнадцать месяцев своей жизни. В этом тихом подмосковном уголке он нашел идеальные условия для творчества.
Дом Чайковского — это двухэтажная деревянная усадьба, в которой композитор арендовал комнаты второго этажа.
Поражают две детали. Скромность личной обстановки Чайковского и его привязанность к предметам, подаренным поклонницами,hand-made коврикам, бережно хранимым при жизни, сохранившимся и сейчас.
В одной из комнат, являющейся одновременно и его спальней, и кабинетом — простая железная кровать с вязаным ручным ковром, стол, за которым работал Чайковский.
Кроме исторической ценности дом-музей представляет интерес и как памятник архитектуры.
Построенный в 1870-ые гг.в стиле эклектики с элементами классицизма в оформлении фасада, обращённого к парку, дом этот не похож ни на городскую, ни на сельскую усадьбу, а больше походит на загородную дачу.
Отличительной чертой декора дома является его знаменитый закрытый балкон в виде фонарика с разноцветными стеклами, а также крыша, выполненная в стиле конусной башенки, пилястра и арматурный пояс, протянувшийся вдоль всего фасада. На входной двери и сейчас всё ещё висит табличка с указанием часов приёма посетителей. Надпись: «Дома нет. Просят не звонить» не менялась на двери с 7 октября 1893 года, когда Чайковский уехал из этого дома в последний раз.
Рядом с основным зданием находятся хозяйственные постройки (сарай, погреб, конюшня) и небольшой гостевой флигель. Неотъемлемая часть музейного комплекса его старинный парк с беседкой и памятник композитору. Расскажем о нем.
Памятник Чайковскому работы известного скульптора, заслуженного художника РФ Александра Рожникова появился на территории музея-заповедника композитора в Клину в 2006 году. Он установлен перед музеем.
Композитор в творческой задумчивости сидит на садовой скамье и читает партитуру в записной книжке.
Записная книжка в руках композитора -гордость скульптора – это настоящий блокнот Чайковского, и страница, на которой он открыт, – фрагмент «Пиковой дамы», написанный реальным почерком Петра Ильича.
Туристы-музыканты всегда очень удивляются, когда видят наброски партитуры к опере.
Но вернёмся вновь в 1892 год.
В одном из своих писем к Конради от 20 мая 1892 года Петр Ильич пишет так: «В последнее время я живу здесь в Клину, в новом своём жилище. Я лично ужасно доволен своими двумя громадными комнатами. Здесь я гораздо более у себя, а прогулок очень много и весьма удобно, ибо я живу на самом шоссе, так что и в дождь могу гулять, не утопая в грязи». И в этот же день, в письме к брату Модесту сообщит о том, что «в последнее время мне пришлось истратить (конечно не на себя одного) такую массу денег что все мои мечты начать что-нибудь копить с нынешнего года… – разрушились». Пребывая вдали от Подмосковья, композитор мыслями снова и снова возвращался к своему милому дому на окраине Клина. В письме к брату Модесту читаем: «Как я завидую тебе, что ты в Клину. Даже как бы ревную тебя к моему милому убежищу…» И кому сегодня не известна его крылатая фраза: «Я к Клину, сам не знаю как, ужасно привязался и не могу себя представить в другом месте».
Где бы ни жил Чайковский, всюду он устанавливал строгий распорядок дня, которому следовал неукоснительно.
Так строилась жизнь и в клинском доме. «Моя система работы чисто ремесленная, то есть абсолютно регулярная, всегда в одни и те же часы, без всякого к самому себе послабления»,- писал о себе Петр Ильич.
В летнее время его день начинался на балконе-фонарике. Здесь Петр Ильич пил утренний чай, просматривал почту, а после небольшой прогулки спешил за работу. Потом обед, затем двухчасовая прогулка, вечером – игра на рояле или чтение книг.
«Вдохновение, это такая гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, кто ее призывает». Работал Чайковский в спальне-кабинете, сидя за простым большим столом, сделанным по заказу композитора местным столяром, расположенным у окна, за которым радовали глаз растущие березы. Многие произведения были написаны Петром Ильичом за этим столом, а главное – Шестая симфония, о которой сам Чайковский говорил: «Я положительно считаю ее наилучшей и в особенности наиискреннейшей из всех моих вещей».
«Никогда в жизни я не был еще так доволен собой, так горд, так счастлив сознанием, что сделал в самом деле хорошую вещь».
Когда заканчивались часы, отданные творчеству, Петр Ильич отправлялся на длительную прогулку. Ходил он за Ямугу, за Щапово, знал, что такое Лисий нос, Сайкина горка, Никитский ключ, - словом, за восемь лет он хорошо изучил окрестности Клина. А вернувшись с прогулки, любил посидеть в саду, в беседке с книгой… Чтение было неотъемлемой частью жизни композитора. «Чтение, - говорил Петр Ильич, - есть одно из величайших блаженств, когда оно сопровождается спокойствием в душе и не делается урывками, а постоянно». Читал он, оставляя карандашные пометки на полях. В обширной библиотеке композитора книги самого разного содержания – художественная литература на русском, английском, французском и итальянском языках. Труды по истории, философии, естествознанию. Любовь к русской литературе побуждала Петра Ильича приобретать сочинения русских классиков в переводах на иностранные языки. Выписывал он и различные журналы.
Петр Ильич очень заботился о саде, часто сам сажал в нем цветы, которые очень любил, - свои любимые ландыши, розы, левкои.
Страстный грибник, он отлично знал все грибные места и приносил с прогулки множество грибов. По вечерам любил ходить «на линию» смотреть, как проходят курьерские поезда. Навещал он и некоторых клинчан.
Застенчивый до болезненности с людьми, равными себе по кругу, он охотно беседовал с крестьянами местных сёл и деревень, через которые ходил гулять.
С большой теплотой вспоминали композитора не только общавшиеся с ним лично клинчане, но и те, которые лишь издали наблюдали за «добрым барином в сером пиджаке». Щедрые чаевые сделали его популярным среди клинских извозчиков.
Его сердечность, готовность прийти на помощь в беде, любовь Чайковского к деревенским ребятишкам, которых он щедро баловал припасенными в кармане сладостями или мелкой монетой, на многие годы сохранили о нем добрую память.
Несмотря на свои постоянный разъезды, Чайковский за период, прожитый в клинском доме, создал много гениальных произведений. Справедливы были его слова: «Мне дома очень хорошо, и заниматься я нигде не могу с такими удобствами, как здесь».
Последний год жизни композитора выдался на редкость продуктивным в творческом плане. Петр Ильич закончил корректуры партитур оперы «Иоланта» и балета «Щелкунчик», написал восемнадцать пьес для фортепиано, создал сочинение 72, сочинение 73 на слова Даниила Ратгауза, вокальный квартет «Ночь» на свои собственные слова, шесть романсов. В феврале и марте 1893 года здесь в Клину была написана инструментальная часть «Шестой (Патетической) симфонии», про которую композитор писал: «В симфонию эту я вложил без преувеличения всю свою душу».
А в октябре 1893 года в Клинском доме была завершена инструментовка первой части фортепианного концерта, переделанного из незавершенной симфонии ми-бемоль мажор, ставшая последним произведением, над которым работал композитор. Оно было издано уже после смерти автора под названием «Третий концерт для фортепиано с оркестром». В конце рукописи стоит дата «октябрь 1893 г. Клин».
Отсюда 7 октября 1893 года Чайковский отправился в свою последнюю концертную поездку в Петербург.
Программа предстояла насыщенная, ответственная и напряжённая: концерты в Петербурге, Москве, постановка оперы «Иоланта» в Большом театре, гастроли в Одессе, Франкфурте, Лондоне… А сколько было творческих планов! Недаром Чайковский говорил, что ста жизней не хватит, чтобы их все осуществить. И они остались неосуществленными. За несколько дней до смерти , 16 октября 1893 года в Петербурге Чайковский дирижировал первым исполнением своей Шестой симфонии, а 25 октября (6 ноября) 1893 года его не стало.
В первые же дни после смерти Петра Ильича у его младшего брата Модеста, известного в то время переводчика и либреттиста, возникла мысль о сохранении клинского дома в неприкосновенности и создании в нем музея великого русского композитора.
В осуществлении замысла ему помогли наследник авторских прав Чайковского - племянник Владимир Давыдов и Алексей Софронов, слуга композитора, ставший наследником его имущества.
После смерти Петра Ильича именно Сафронов в 1893 году выкупил у владельца Сахарова дом Чайковского.
Родные композитора выкупили дом у Сафронова, позаботившись о создании в нем музея, превратив его в первый русский мемориальный музыкальный дом-музей -старейший музыкальный музей в России. Чтобы сохранить мемориальные комнаты Петра Ильича в полной неприкосновенности , его брат Модест сделал пристройку к дому ,в которой стал жить.
9 декабря 1894 года музей открыл свои двери для первых посетителей - единственный музей, в котором полностью сохранена обстановка в том виде, какой она была здесь при жизни Чайковского.
Модест Ильич Чайковский – владелец музея – завещал его Русскому музыкальному обществу, что спасло от превращения его в частную дачу. Сохранен и кабинет Модеста Ильича, где им была написана первая биография Петра Ильича, вышедшая в 1901-1902 гг. одновременно в Москве и Лейпциге; было положено начало архива музея.
В 1920 году было организовано «Общество друзей Дома -музея Чайковского» в Клину под председательством М.М.Ипполитова-Иванова, что способствовало дальнейшему развитию этого памятника русской музыкальной культуры.
Сильно пострадал дом в годы Великой отечественной войны, фашисты устроили на первом этаже гараж для мотоциклов и мастерскую, а на втором этаже разместили солдатские казармы, но музей был отреставрирован и накануне дня рождения маэстро 6 мая 1945 года вновь открыл двери для посетителей.
Дом в подмосковном Клину стал настоящей музыкальной Меккой. За свою более чем 100-летнюю историю в музее побывали миллионы людей со всего мира.
Дом Чайковского обладает особой притягательной силой, это место - уникальная возможность «встретиться» с гениальным композитором в его среде, оно позволяет погрузиться в предметно-пространственный мир Чайковского, верный в деталях и мелочах.
Дом продолжает жить, ведь музыка композитора не умолкает.
Как не умолкает и тот самый, «беккеровский» рояль Чайковского: дважды в году, по заведённому обычаю, в день рождения композитора - 7 мая, и в день его кончины- 6 ноября, старый рояль наполняет своим магическим звучанием уютную гостиную и весь дом, как и парк, начинающийся прямо за его окнами. В день памяти композитора отмечается и годовщина Шестой Патетической симфонии - величайшего музыкального шедевра всех времён.
Так что сегодня бывший «дом на окраине» известен во всем мире. Подтверждение тому - неослабевающий ежедневный поток посетителей, которые устремляются к небольшому двухэтажному дому, в котором жил и творил Петр Ильич Чайковский.
Его музыка не подвластна времени, а язык его гениальных творений одинаково близок людям разных национальностей.
Оригинал материала автора читайте на сайте издательства Подмосковье: