«Лариса, ну вот ЧТО делать моему сыну, чтобы выучить английский?»- спрашивает меня мама шестиклассника на отдыхе.
Обычно у моря я, как шпион, стараюсь как можно меньше говорить о своей профессиональной деятельности, иначе отдыхать я буду под расспросы родителей жаждущих обучить своих чад прямо в море.
Смех-смехом, но вопрос очень серьёзный, поскольку ответ на вопросы ЧТО делать и КАК на прямую зависит от ответа на вопрос ЗАЧЕМ, зачем взрослым или детям в конечном итоге будет нужен английский язык или какой бы то ни было другой язык.
Имея хотя бы приблизительное понимание конечной цели, уже можно ставить и промежуточные, а с ними проще планировать ближайшие шаги.
Например, английский нужен только для удовлетворительной школьной оценки, тогда в фокусе у вас скорее всего будет общий английский и если в школе попадётся приличный учитель, возможно этого будет достаточно. И целю будет: активная работа на уроках и своевременное выполнение домашнего задания.
Но если вы нацелились на международный вуз, где придётся слушать лекции и учиться на английском, то скорее всего вы отталкиваться будите от языковых требований будущего учебного заведения. И если вам для поступления будет нужен один из международных экзаменов, к ним вы и будите дополнительно готовится, наряду с занятиями по общему английскому. Тут конечной целью будет
прохождение специального обучения, которое позволит сдать с нужным результатом выбранный экзамен.
Если же ваши требования к языку выходят за общепринятые рамки…Предположим вы будущий пилот или медик или физик-ядерщик, вам нужен английский для специальных целей (English for specific purposes), очень часто это вообще отдельный пласт лексики, «профессиональный жаргон», которым пользуется в узко специальных ситуациях, сравнительно ограниченный круг людей. Для подготовки в таких областях, нужно искать таких лингвистов, которые имеют опыт общения с летчиками или медиками, а может они сами отчасти должны быть и летчиками, и медиками, и физиками, чтобы понимать о чем речь.
Целью в этом случае будет освоение узко-специального английского.
Некоторым в наши дни язык бывает нужен, чтобы играть в компьютерные игры, или проводить время в виртуальной реальности, смотреть любимые сериалы, это тоже отличная мотивация, чтобы учить язык. Многие мои ученики, и весьма успешные, видят для себя важность иностранного языка именно в этом.
Так что, цель играть и выигрывать, чувствовать себя комфортно в игровом сообществе - это тоже вариант цели.
Цель - это точка, в которую мы направляем наш взгляд и наше внимание, а значит это тот пункт назначения, к которому мы движемся и до которого способны добраться. Через это движение мы проходим путь, определённый вопросами ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? На них важно и полезно отвечать.
Путь и броуновское движение, это большая разница. И у первого и у второго действия есть результат, но, на мой взгляд, интереснее идти к своей цели и видеть результат своих осмысленных действий, стратегически мыслить, просчитывать свой успех; нежели болтаться в пространстве в надежде наткнутся на нечто полезное. Как вы считаете?
Пишите в комментариях, интересен ваш опыт в постановке цели. Подходили вы к целеполаганию когда-либо осмысленно, срабатывали ваши стратегии, был ли этап постановки цели полезным?