Думаю, далеко не все взрослые будут в восторге от перспективы провести время в художественном музее - скучно, картины через десять минут все сливаются в одну сплошную массу и так далее. Детям - ещё сложнее. Но ситуацию можно изменить, если потратить немного времени на подготовку к походу в музей…
Я начинаю немного знакомить детей с живописью с четырёх лет. Конечно, не нужно пытаться обойти с ребёнком сразу весь Эрмитаж ))) Для первого визита может быть достаточно одного зала, если ребёнок заинтересуется, он сам захочет поскорее вернуться.
На счастье современных детей и родителей к походу в культовые музеи можно готовиться при помощи игр и книг, многие музеи предлагают квесты. У нас есть мемо и арт-лото «Третьяковская галерея», есть карточки «Детям о картинах», есть детские книги, посвящённые творчеству известных художников, но как быть с локальными музеями? Набросать заранее конспект, о чем говорим с ребёнком, какие задания даём, какие важные истории рассказываем.
На прошлой неделе мы с мальчиками были в Нижегородском художественном музее. Шли мы туда с конкретной целью - посмотреть на картину Маковского «Воззвание Минина к нижегородцам», но, конечно, обойти планировали весь музей. Так сложилось, что сейчас в этом филиале (в доме Сироткина на Верхневолжской набережной) - зарубежное искусство. Русское находился в филиале музея в кремле. Но огромную картину Маковского, для которой в своё время возвели пристрой, переносить неудобно.
Итак, о чем можно поговорить с ребёнком, прийдя в музей?
1.Детская писательница Юлия Кузнецова предлагает для самых маленьких игру «Три краски». Предлагаем ребёнку выбрать три любимых краски, которых нужно отыскать на какой картине. Для тех, кто постарше, можно усложнять, вводя сложные оттенки - охра, кобальт.
2.Смотрим на ткани на картинах, предлагаем ребёнку передать ощущения, какая ткань лёгкая, какая - тяжёлая. Отмечаем, что современная одежда шьётся из других тканей. Щупаем нашу одежду, визуально сравниваем с нарядами прошлых веков. Параллельно дети могут сами находить интересные темы для дискуссии, например, Петя обратил внимание, что на портрете детей Шереметьевых мальчик очень похож на девочку. Обсудили, что ещё совсем недавно маленьких мальчиков наряжали в платьица, что причёски мальчиков отличались от современных.
3.На картинах с животными и птицами можно задержаться надолго. Просим детей назвать сначала тех, кого они знают, потом тех, кого не знают. Ищем самую яркую птицу. Самого милого ягнёнка и т.д.
4.Всегда прошу выбрать наиболее запомнившуюся картину, обсуждаем, что именно впечатлило. Петю привлёк мальчик-художник, так как у сына сейчас период мечтаний о профессии художника.
5.Обязательно готовим интересную историю или несколько о картинах и их сюжетах. Обсудили, что очень много картин на библейские сюжеты, рассказала Пете о тех, которыми он заинтересовался. Но главная история, конечно, касалась картины Маковского.
Поговорили для начала про смутное время, здесь уже и старший может что-то рассказать младшему, о Минине и Пожарском как о лидерах второго народного ополчения. Здорово, что сейчас посетителям ещё включают звуковое сопровождение к картине, очень погружает. Людской гомон, колокол, речь Минина, крики недовольных, считающих его то ли смутьяном, то ли мошенником. А потом толпа одобрительно гудит, звенят монеты и украшения…
Конечно, потом мы поговорили и о картине. О том, что писал ее художник шесть лет, а замысел вынашивал почти четверть века. Ещё о том, что это самое большое станковое полотно отечественной живописи на национально-историческую тему. Этюды Маковский писал в Нижнем, а работу над картиной вёл уже во Франции, холст изготовили лионские ткачи.
Детей картина очень впечатлила. Петя ещё на входе сказал: «Сколько же труда сюда вложено!». В августе приедем в Нижний, в планах - обязательно посетить корпус художественного музея с русской живописью.
Весной я писала статью о том, как мы говорим с детьми о живописи, что читаем. Дети и живопись. Что почитать, обсудить и нарисовать