Когда ученые наконец преодолеют технические трудности, мешающие нам путешествовать по космосу, мы, наконец, сможем собраться в космический корабль и отправиться в увлекательное путешествие по космосу... Не так быстро!
На самом деле, главная трудность, удерживающая нас от массового освоения космоса, — это отсутствие подходящих ракет и космических аппаратов, которые могли бы доставить нас дальше околоземной орбиты. Ведь у людей есть амбиции и они хотели бы, наконец, отправиться на Марс, а потом, наверное, еще дальше. Ведь нас ждут такие завораживающие миры, как Европа, Ганимед, Энцелад или даже Титан.
Есть всего лишь одна проблема
В то время как ракеты-носители и космические корабли, вероятно, лишь вопрос времени, ведь их можно создавать, испытывать и совершенствовать бесконечно, человек — гораздо более сложная машина, которую нельзя так просто модифицировать.
Чем дальше в лес, тем...
У пилотируемых космических полетов, как и у любой науки одни проблемы: чем больше мы знаем, тем больше мы осознаем, как многого мы еще не знаем. Каждая новая информация, получаемая учеными в ходе исследований, ставит десятки новых вопросов.
То же самое и с космическими полетами. Чем чаще люди летают в космос, тем больше ученые узнают об опасности для физического и психического здоровья таких полетов, к которым человеческий организм не приспособился в ходе своей эволюции.
Самые очевидные опасности, о которых мы давно знаем, это, например, падение плотности костей в условиях микрогравитации, нагрузка на отдельные органы, кровяное давление в черепе, потеря мышечной массы и все, что связано с воздействием космических лучей на человека в условиях космоса, где над нами нет толстого слоя атмосферы.
Никто не знает, как работает ум
Ближний космос — это не прогулка в парке, из которого можно уйти, если надоест. Межпланетное путешествие означает полную изоляцию от окружающей среды и запирание в большей или меньшей стальной банке на долгие месяцы, за миллионы километров от родной планеты, куда нельзя вернуться слишком быстро.
По этой причине ученые уже много лет проводят на Земле эксперименты, в которых испытуемые помещаются в ограниченное пространство в течение длительного времени, чтобы наилучшим образом отразить изоляцию, которая ожидает потенциальных будущих путешественников во время межпланетного путешествия или в момент пребывания на лунной или марсианской базе.
Как теперь отмечают ученые, есть одно естественное место на Земле, которое может представлять собой своего рода природную среду, которая представляет собой такую же большую проблему для неподготовленных людей, как поверхность другой планеты.
Антарктида!
Вопреки видимому, дело не в сложных погодных условиях, а в ограниченных возможностях общения с внешним миром, особенно зимой, и в ограниченном количестве раздражителей, с которыми приходится бороться сотрудникам исследовательских станций. Суровые зимние погодные условия, когда помимо полярной ночи, вынуждают исследователей ограничивать активный отдых и проводить огромное количество времени в четырех стенах простой исследовательской базы.
Ведь так же, как и в космосе, зимой в случае аварии возможности эвакуации в цивилизованный мир нет, а если и есть, то осуществить ее крайне сложно.
Исследователи из Хьюстонского университета создали специальную анкету, которую ежемесячно заполняли участники двух девятимесячных исследовательских экспедиций в Антарктиду. В анкете основное внимание уделялось общему самочувствию, адаптации к жизни на базе и возникающим негативным эмоциям во время миссии.
Для лучшего наблюдения за состоянием членов экспедиции у них также ежемесячно собирали пробу слюны для определения уровня кортизола в организме. Таким образом оценивался уровень стресса, с которым столкнулись члены миссии.
Анализ всех анкет и выборок показал повышение уровня стресса при одновременном снижении чувства контроля и мотивации к работе в течение полных девяти месяцев. Выяснилось, что не только во время командировки отрицательных эмоциональных состояний становится все больше, но даже предполагаемая положительная мотивация, существовавшая в начале пребывания, со временем постепенно исчезает и это касается практически всех участников исследования.
Не исключено поэтому, что перед тем, как мы действительно отправимся в межзвездное путешествие, ученым придется разработать график нашего пребывания и задачи, которые необходимо выполнить таким образом, чтобы искусственно повысить в нас уровень удовлетворения или возбуждения. Иначе мы все просто сойдем с ума. Кому нужна такая команда, когда миссия, наконец, достигает какой-нибудь Земли 2.0?