Найти тему
Rock AD

Сделка с богом. Почему песня Кейт Буш Running Up That Hill регулярно возвращается в хит-парады

Песня-гимн Кейт Буш Running Up That Hill с альбома Hounds Of Love впервые помогла оживить ее карьеру еще в 1985 году. Сейчас композиция обрела вторую жизнь благодаря сериалу Netflix «Очень странные дела» и вновь взлетела на вершины мировых хит-парадов.

С хитом Кейт Буш 1985 года Running Up That Hill происходят «очень странные дела» || Gema Images / Iconicpix
С хитом Кейт Буш 1985 года Running Up That Hill происходят «очень странные дела» || Gema Images / Iconicpix

Надо было бы улететь на другую планету, чтобы не услышать в новостях о том, что сингл Кейт Буш 1985 года Running Up That Hill за последние несколько недель совершил экстраординарный камбэк и возглавил чарты Spotify и iTunes, снискав всеобщее признание у молодого поколения. Возвращение популярности вызвано в основном (окей, исключительно) тем, что трек занимает важное место в четвертом сезоне любимого подростками научно-фантастического хоррор-сериала Netflix «Очень странные дела». Его действие происходит в 80-х годах и звучащие в нем культовые хиты той эпохи вот уже шесть лет поочередно получают заряд свежих сил. Тот же четвертый сезон позволил отряхнуть пыль с треков Psycho Killer группы Talking Heads, You Spin Me Round группы Dead Or Alive и I Was A Teenage Werewolf группы The Cramps.

Running Up That Hill вернулся спустя 37 лет после того, как впервые попал в хит-парады. Тогда он занял третье место в чарте Великобритании и стал вторым по успешности хитом Буш после ее дебютного сингла Wuthering Heights 1978 года, который сумел добраться до вершины. И теперь, кажется, что Running Up That Hill пойдет еще дальше, не только превзойдя прошлый успех, но и побудив многих молодых меломанов исследовать ее бэк-каталог, охватывающий целую Вселенную таких альбомов, как Hounds Of Love 1985 года (родительский альбом для Running Up That Hill), The Kick Inside (1978), The Dreaming (1982), The Sensual World (1989) и The Red Shoes (1993). Когда Буш в 2014 году впервые за 35 лет выступила вживую в резиденции Hammersmith Apollo, ее альбомы вернулись из небытия и взлетели на высокие позиции в чартах. Вполне вероятно, что возрождение Running Up That Hill вновь вызовет волну интереса ко всему, что связано с творчеством Кейт.

Кейт Буш в 1985 году: «Я должна была дать альбому шанс, я должна была стать взрослой» || Alamy
Кейт Буш в 1985 году: «Я должна была дать альбому шанс, я должна была стать взрослой» || Alamy

Выход альбома Hounds Of Love в 1985 году стал для Буш чем-то вроде переломного момента в судьбе, поскольку его предшественник The Dreaming продавался не слишком хорошо. Hounds Of Love, наоборот, сразу получил восторженные отзывы, завоевал первое место в Великобритании, добился уважительного отношения в США и к 1998 году продался более чем миллионом экземпляров. Буш была влюблена в синтезатор/сэмплер Fairlight CMI и после записи демо-версий потратила больше года на наложение, сведение и доводку. Результатом стали фактически два мини-альбома: Сторона 1 — поп-сторона (хотя это и был арт-поп), а Сторона 2 — неприкрытый концептуальный прог о женщине, дрейфующей в одиночестве по ночному морю.

Running Up That Hill открывает первую сторону, которая также включает в себя столь же драматичный заглавный трек, The Big Sky и Cloudbusting, запланированный лейблом EMI в качестве главного сингла. Но Буш настояла на выборе в пользу Running Up That Hill, так как считала, что он лучше отражает общую направленность альбома. Еще одним фактором, беспокоившим лейбл, стало оригинальное название песни — A Deal With God. В этом вопросе она уступила. В подростковом возрасте ей удалось слезами убедить лейбл выпустить в качестве сингла Wuthering Heights, который не был первоначальным выбором боссов, но теперь ее окружали семья и бизнес-структуры, поэтому Буш более осмысленно выбирала поле для битвы.

«Я считаю название A Deal With God важным по смыслу», — говорила она журналу Q в 1989 году. — «Но мне сказали, что, если я буду настаивать, радиостанции по крайней мере в десяти странах откажутся ставить ее на своих волнах — в Испании, Италии, Америке, во многих других странах. Мне представлялось, это совершенно смешным, тем не менее, особенно после неудачи The Dreaming, я решила правильно расставить приоритеты. Не идти на творческий компромисс, но и не быть настолько одержимой идеей, чтобы перерезать себе горло… Я должна была дать альбому шанс, я должна была стать взрослой».

Песня рассказывала об отношениях мужчины и женщины, а Бог был в ней лишь второстепенным персонажем.

«Я пыталась сказать, что мужчина и женщина не могут по-настоящему понять друг друга, потому что они мужчина и женщина», — сказала она Ричарду Скиннеру в эфире Radio 1. — «И, если бы мы могли поменяться ролями, оказаться на месте друг друга на какое-то время, думаю, мы бы очень удивились! Но это привело бы к большему пониманию. Я считала, что единственный способ добиться такого — это, знаете ли, сделка с дьяволом. И тогда я подумала, ну нет, почему бы не договориться с Богом? Потому что это звучит намного сильнее».

После своевременно выпущенного видеоклипа с танцем-интерпретацией и незабываемо неуместного визита на британское телевидение в популярное в 80-е годы ток-шоу Терри Уогана сингл взлетел до небес и перезагрузил карьеру Буш, позволив альбому ослабить поводья и скакать во весь опор. В том же году NME поставил композицию на третье место среди лучших треков года, отдав предпочтение только двум песням Jesus And Mary Chain.

И хотя многие группы, включая Placebo, First Aid Kit и Chromatics, создавали собственные кавер-версии, ни одна из них не приблизилась к ритмической интенсивности оригинала, которую создает смесь драм-машины LinnDrum от Дела Палмера и живых барабанов Стюарта Эллиотта, до этого сотрудничавшего с Cockney Rebel и Элом Стюартом, а потом сыгравшего на всех альбомах Буш. «С ним очень легко работать, потому что он знает, что я из себя представляю», — с энтузиазмом говорила Буш. Здесь также присутствует балалайка брата Кейт Пэдди, которая на подсознательном уровне оттеняет замкнутую атмосферу композиции. А бридж — «Давай, детка, давай, дорогой… давай поделимся опытом» // ‘Come on baby, come on darling… let’s exchange the experience’ — захватывает душу даже спустя десятилетия после премьеры.

С годами Кейт Буш стала более осмысленно выбирать поле для битвы с боссами от грамзаписи || Gema Images / Iconicpix
С годами Кейт Буш стала более осмысленно выбирать поле для битвы с боссами от грамзаписи || Gema Images / Iconicpix

Это, конечно, не первый раз, когда появление какой-либо песни в фильме или сериале оживляет память о ней, и это даже не первый раз, когда Running Up That Hill наслаждается процессом воскресения. Еще в 1986 году композиция стала центральной темой детского драматического сериала BBC «Беги в страхе», а совсем недавно она появилась в американской теледраме «Поза».

По правде говоря, она никогда полностью и не исчезала, и всегда считалась любимой классикой поп-музыки у кинематографистов. Без особой помпы она появлялась в сериалах «Одинокие сердца» (2006), «Кости» (2006), «C.S.I.: Расследование на месте преступления» (2007), «Дневники вампира» (2009) и «Большая маленькая ложь» (2019). Десять лет назад Буш даже перезаписала свою партию вокала, чтобы песня прозвучала на церемонии закрытия Летних Олимпийских игр в Лондоне. Но «Очень странные дела» вызвали у новых поклонников песни особый вид преданности фанатов, которая, похоже, направлена не только на музыку, но и на саму Кейт Буш, как это делали любители музыки в 80-х. Running Up That Hill и весь бэк-каталог Буш продолжают жить собственной жизнью. Они бессмертны? Что ж! Порой в музыке творятся очень странные дела.

Текст: Крис Робертс. Перевод: Алексей Демин
Оригинал: Classic Rock 304 (август 2022)

-4