С 15 по 18 июня 2022 проходил XXV Петербургский международный экономический форум.
В рамках ПМЭФ'22 мы сотрудничали с издательско-коммуникационной группой "Бизнес-Диалог Медиа", которая совместно с Торгово-Промышленной палатой РФ подготовила новый выпуск журнала Russian Business Guide.
Хотим поделиться с вами плодами этого удивительного сотрудничества.
Как избежать штрафов и сэкономить миллионы с помощью экологического сопровождения рассказал генеральный директор нашей компании «Экологические услуги» Олег Доронин.
– Насколько востребованы сегодня услуги экологического сопровождения и кто в них нуждается?
– Нуждаются практически все компании, но далеко не каждая из них, скажем так, отдаёт себе в этом отчёт. По нашему опыту, а мы присутствуем на рынке экологических услуг с 2008 года, примерно для 80% предприятий информация о том, что у них имеются обязательства перед государством в части экологической отчётности, является неожиданностью. Около 18% наслышано, так как они сталкивались с проверками, получали предупреждения или штрафы. И лишь 2%, в большинстве своём это иностранные компании, всегда выполняют все требования законодательства от и до. У двух последних категорий, как правило, есть либо штатный эколог, либо другое ответственное лицо, которое занимается этими вопросами. В том числе это может быть и специалист-фрилансер.
– Как возможно, что предприятия годами функционируют, не сталкиваясь с проверками?
– Раньше это было связано с нюансами в законодательстве. Согласно правилам, в первые три года существования юридического лица оно не подлежит экологическим проверкам. И этой лазейкой многие пользовались – просто через три года меняли юрлицо и продолжали работать дальше на том же месте. Но с 2018 года были внесены изменения: теперь на эко- учёт ставят не юрлицо, а сам адрес предприятия. Поэтому сейчас неважно, кому принадлежит компания и как она называется: если по конкретному адресу расположена, например, автомойка, то её и будут проверять независимо от владельца.
– Как клиенту понять, что для него выгоднее: штатный специалист или сотрудник вашей компании? В чём преимущества «удалённого» эколога?
– Преимущества весьма веские – это цена и гарантии. К примеру, зарплата штатного эколога составляет в Москве или Санкт-Петербурге ориентировочно 50 тыс. рублей в месяц. В регионах поменьше, но всё равно не менее 25-30 тыс. руб. Прибавьте сюда 43% налогов, необходимость обустройства рабочего места и покупки оборудования, плюс к этому стоимость времени руководителя, который должен хотя бы раз в неделю взаимодействовать с сотрудником, ставить ему задачи, контролировать их выполнение. Кроме того, эколога крайне желательно регулярно отправлять на обучающие курсы, чтобы он повышал квалификацию: экологическое законодательство – мало того что весьма специфическая область, так ещё и очень быстро меняется. Добавим сюда также человеческий фактор. Любой сотрудник, даже самый лучший, – живой человек, он может что-то забыть, уйти в отпуск или на больничный. А заменить его некем, никто больше не разбирается в хитросплетениях экологических требований и отчётов. А если вдруг штатный специалист упустил что-то важное, то максимум взысканий – это его увольнение. А штрафы всё равно придется оплатить – и немаленькие. В среднем это 300-350 тыс. рублей, а по некоторым позициям штрафы могут достигать и 1 млн руб. Работа фрилансера, конечно, стоит дешевле, но, как правило, в этом случае возникает много проблем с ответственностью и отсутствием гарантий. У нас же средняя стоимость ежемесячного сопровождения колеблется в пределах 10-15 тыс. руб. При этом мы не уйдём в отпуск, не заболеем, не будем отпрашиваться по семейным обстоятельствам, потому что у нас в компании работает несколько специалистов-экологов. Кроме того, мы гарантируем, что в случае выставления внезапной претензии надзорных органов мы её либо снимем, либо, если случится что-то уж совсем из ряда вон выходящее, компенсируем заказчику сумму штрафа.
– Какие виды работ выполняют ваши специалисты в рамках экологического сопровождения?
– Мы предлагаем большое количество различных работ в рамках комплексного сопровождения. Это формирование раз- личных отчётов (например, отчёт по форме 2-ТП [отходы, воздух, водхоз]), расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду, услуги по разработке и получению комплексного экологического разрешения (КЭР) для объектов, разработка и реализация программы производственного экологического контроля (ПЭК), ведение журналов отходов, заполнение и сдача деклараций и ещё много различных направлений. Кроме того, по запросу клиента мы про- водим бесплатный аудит, фиксируем имеющиеся нарушения и, соответственно, предлагаем программу по их устранению.
– Много находите нарушений?
– Да, много. На 10 аудитов, как правило, лишь у 1-2 предприятий документация в относительном порядке, есть какие-то небольшие, легко устраняемые недочёты. И это касается компаний, входящих в те 20%, которые знают о необходимости экологических отчётов. А чтобы все документы были в наличии и правильно оформлены – это очень большая редкость. За всю мою практику, более 12 лет работы, по пальцам можно пересчитать такие предприятия. И здесь дело не только в отсутствии регулярной работы: само по себе экологическое законодательство очень подвижное, меняется несколько раз в год. И конечно, штатный специалист, как правило, не может отслеживать все актуальные изменения. Тем более что зачастую он обычно нагружен ещё чем-то: например, ведёт охрану труда или другие направления. Иногда из-за этого нам приходится устранять недостатки в режиме скорой помощи. Но не всегда даже мы можем спасти ситуацию. Есть, например, ряд документов, которые сдаются в определённые календарные даты (в частности, экологический сбор – в апреле, плата за негативное воздействие – тоже в начале года и так далее). Задним числом такие проблемы решить невозможно. Поэтому я всегда и призываю клиентов к профилактическим мерам: заранее провести аудит, всё проверить, оформить, не ждать, пока нагрянет проверка.
– Дифференцированы ли пакеты услуг для различных компаний или существует единый стандарт оказываемых вами услуг?
– Да, различия существуют. Согласно законодательству имеется четыре категории предприятий, которые присваиваются в зависимости от рода их деятельности и, соответственно, от степени воздействия на окружающую среду. Наиболее обширный и сложный перечень документов готовится для 1-й категории (особо опасные производственные объекты), самая лёгкая документация у 4-й категории. Но по факту таких объектов мало, как правило, 70% – предприятия 3-й категории, 25% – это 2-я категория, оставшиеся 5% – 1-я, самая сложная.
Кстати, у одного юридического лица может быть несколько объектов с разными категориями. Например, нефтяная компания, у которой есть нефтебаза, при этом автозаправка и что-то ещё. И это нужно учитывать.
– А что касается различных лабораторных исследований?
– Непосредственно такие исследования мы не выполняем, но у нас есть проверенные сертифицированные партнёры-лаборатории, с которыми мы работаем много лет. Поэтому мы можем либо оказывать комплексную услугу – с подготовкой технического задания, измерением и расчётом необходимых параметров, – то есть взаимодействие по принципу одного окна, либо рекомендовать клиентам надёжные организации. К сожалению, бывает, что протоколы исследований выполнены настолько некачественно, что надзорные органы отказываются их принимать. Поэтому мы всегда обращаемся к проверенным специалистам, гарантирующим качество. Но в любом случае это всегда решение и выбор заказчика.
– Приведите, пожалуйста, примеры успешных кейсов взаимодействия.
– Сегодня мы ведём более 80 компаний, некоторые работают с нами уже по 9-10 лет. В их числе – группа компаний «Элком». Они занимаются торговлей и поставками промышленного оборудования. А обратились они к нам после проверки; когда вскрылись нарушения, им пришлось выплатить крупный штраф и расстаться со штатным экологом. Мы провели аудит двух компаний холдинга и стали с ними работать дальше. А через некоторое время узнали, что у них имеется ещё три компании, там также есть нарушения, и успели подготовиться перед проверками. Вот пример того, что необходимо учитывать все объекты на одном предприятии или все юрлица в одном холдинге. Ещё один наш постоянный клиент «Хлебтранс» – крупная транспортная компания, во времена СССР она была монополистом, развозила хлеб по всему тогда ещё Ленинграду и области. Мы стали сотрудничать, когда её штатные специалисты, опытные, но пожилые, ушли на пенсию. Нам также удалось вовремя устранить недостатки и избежать штрафных санкций перед проверкой. С тех пор все вопросы решаем в рабочем порядке, без авралов. Также среди наших давних заказчиков – деревообрабатывающий комбинат «Тосно». Изначально он обратился к нам за оформлением паспортов отходов, теперь же мы занимаемся всем экологическим блоком предприятия.
– С какими регионами вы работаете: только с Санкт-Петербургом и Москвой или к вам могут обратиться, например, клиенты с Урала или Приморья?
– В настоящее время значительная часть наших клиентов – из Москвы, Санкт-Петербурга, а также Московской и Ленинградской областей, так исторически сложилось. Хотя есть, например, заказчики и с Чукотки – мы ведём для них восемь аэропортов. В планах на ближайшее будущее – расширять географию нашего присутствия в российских регионах, потому что оформление подавляющего большинства документов возможно удалённо по всей России. Нюансы есть только в части работ, где требуется согласование на местах. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, государство не планирует снижать планку экологического контроля, скорее, наоборот, он будет ужесточаться. Упрощается преодоление излишних административных барьеров: дифференцированы требования к предприятиям различных категорий (ранее они были практически одинаковы, к примеру, что для автомойки, что для металлургического комбината). И это хорошо и правильно. Но отчёты, проверки и, соответственно, штрафы никуда не денутся. И чтобы избежать лишних расходов и сэкономить время, мы предлагаем воспользоваться нашим опытом, профессионализмом и гарантийными обязательствами!
Издатель: ООО «Бизнес-Диалог Медиа».