Творчество Михаила Врубеля увлекло меня ещё в 10 классе, в 2016 году, став предметом моих около-научных изысканий. Сначала я долго и осторожно присматривалась к его работам, а потом, незаметно для себя без памяти влюбилась. Из-за этого я даже начала испытывать чувство вины перед Михаилом Юрьевичем, от того, что прежде обожаемый мною образ Печорина бесповоротно был вытеснен сочинённым им Демоном. Но сердцу не прикажешь. Годы шли, а одержимость Врубелем не проходила. Поэтому, когда прошлой осенью я узнала, что в Новой Третьяковской галерее готовится большой выставочный проект по всему творчеству художника, стало совершенно очевидно, что даже его расположение в нелюбимом мной городе не сможет меня остановить. Так оно и случилось)
Выставка, которую я так ждала, не разочаровала меня, чему я несказанно рада. Конечно, меня смущает, что это чрезмерно блокбастерный выставочный проект, но, с учётом масштаба личности М.Врубеля, это было неизбежным исходом судьбы выставки. Из-за размеров выставки, а также стремления охватить творчество художника целиком и показать все направления его творческой деятельности, подчеркнуть мистическую загадочность и образность его работ в полной мере не удалось. Зато у зрителя складывалось абсолютно чёткое представление о междисциплинарном характере творческой деятельности Врубеля, включающей в себя: живопись, графику, майолику, разработку театральных костюмов и декораций, что для базового представления о творчестве художника не менее важно.
Главная тема выставки - идея трансформации. Поэтому встречающая гостей выставки «царевна-лебедь», запечатленная художником в момент своего перевоплощения то ли в девушку, то ли в лебедя, стала красивой метафорой и довольно символичными эпиграфом ко всей выставке.
Одной из особенностей выставки, я бы отметила то, что путешествуя по выставочным залам, зритель может самостоятельно проследить за тем как, тот или иной сюжет переосмыслялся и вновь возникал в новых работах художника. В этом посетителям помогает незаурядное решение организации всего выставочного пространства. Его особенностью стали окна-просветы между залами, которые будто повторяли кристаллические мазки и структуры с полотен Врубеля, выходя из сказочных картин в реальное пространство.
Благодаря «окнам» посетитель мог увидеть работы из уже просмотренных им ранее залов и протянуть смысловые ниточки от работ перед которыми он только-только оказался, к уже увиденным, которые с «просветами-окнами» оказались вновь доступны для его взора.
С учётом того, что кураторы откатались от линейной ретроспективы творчества художника и стремились выделить для посетителей основные лейтмотивы творчества М.Врубеля, собирая в залах похожие по тематике работы, возникающая из-за окон лёгкая хаотичность восприятия выставки не кажется критичной. Композиционно выставку можно разделить на 2 больших раздела. С точки зрения режиссуры выставки, это было очень грамотным решением. Первый круг экспозиции представляет самые знаменитые живописные шедевры Врубеля. Зритель находит известные ему картины, погружается в мифологию художника и восхищается масштабными панно. Одним словом, получает все то, зачем он приходит на выставку в полном объёме и во всей красе
Вторая часть выставки собирает преимущественно графические работы, которые характерны для более позднего этапа жизни «основателя русского кубизма». В этой части меняется цветовая палитра выставки: ряд чередующихся меду собой чёрных и белых цветов стен, становится намёком на потерю с реальностью и болезненное состояние художника, из которого ему периодически удавалось выйти и продолжать писать. Эта часть экспозиции выстаивается таким образом, чтобы зритель мог почувствовать, как новые обстоятельства жизни художника является не только мрачным событием в творческой биографии Михаила Врубеля, но и становятся источником невероятных художественных открытий. Минимализм карандаша в руках Врубеля творит невозможное, и ты снова открываешь для себя новую ипостась художника В этих залах также был представлен по-моему мнению самый потрясающий и ускользающе-неуловимый портрет Надежды Забелы-Врубель «После концерта», взгляд от которого невозможно оторвать без силы. Но главным подарком стало то, что здесь же впервые была плотностью собрана и показана серия графических и экспериментальных раковин Врубеля, эскизы которых привели его к написанию «Жемчужины» - картины для меня исключительно особенной и нежно любимой. Мне кажется, это был один из самых чувственных и загадочных разделов на всей выставке! Выставка в Новой Третьяковской галерее даёт комплексное представление о жизни Врубеля и его мастерстве, об удивительном владении цветом и духе новатора, живущего в нем. Также выставочный проект открыто говорит о творческой судьбе художника и амбициозно совершает попытку приоткрыть зрителю таинственную завесу его работ, знакомя посетителей с художественно-образным, неповторимым мышлением Михаила Александровича Врубеля. Однако меня выставка Михаила Врубеля наталкивал на мысли о высшей миссии художника, о цене, которую платит творец за свой дар и бессмертии живописца, продолжающего свою жизнь в созданных им полотнах – «чертежах, похищенных у Вечности».