Найти в Дзене

Татьяна Харламова: «Важно не смотреть на студентов свысока»

💥 Самые яркие наставники Летнего Кампуса Президентской Академии: Татьяна Харламова, преподаватель ИОМ РАНХиГС!

На Летнем кампусе Президентской академии у каждой команды участников есть свой наставник: он делится опытом, знаниями и помогает создать комфортную психологическую обстановку для совместной работы. Расспросили преподавателя ИОМ РАНХиГС Татьяну Харламову, что сподвигло ее стать наставником на Кампусе, как она работала со своими подопечными (спойлер: не так, как остальные наставники) и какие сложились впечатления от поездки.

Татьяна Алексеевна, почему вы решили стать наставником на Летнем кампусе?

Знаете, я верю в провидение. Где-то за два месяца до Кампуса я подумала, как здорово было бы поехать в лагерь вожатой. И вот после последнего экзамена по моему курсу — в ИОМ я веду курс подготовки к международному экзамену IELTS — ко мне подошла моя студентка Арина Видман, рассказала о Кампусе, о наставничестве и спросила, не хочу ли я поехать. Я очень люблю работу со студентами, и образовательную, и воспитательную, и мне показалось, что это замечательная возможность окунуться в новые таланты и заодно попробовать себя в новой роли. Поэтому долго меня уговаривать не пришлось.

Расскажите о вашей команде. Как она называлась, кто в нее входил?

Моя команда называлась «Единение», и это название полностью отражало ее душевность и сплоченность. В моей команде были ребята из Нижнего Новгорода, Петрозаводска, Москвы, из Алтайского края, Узбекистана и Татарстана. Была совершенно замечательная девочка из Донецка, очень трепетная. Еще был мальчик из Нигерии: первые пару дней, пока шла адаптация, мы с ним общались по-английски. Так что для меня Кампус был 100% международным.

-2

В чем вообще заключается работа наставника на Кампусе?

  • Главная задача наставника — сплачивать участников как команду, помогать ребятам взаимодействовать между собой, преодолевать разногласия, когда сталкиваются две-три точки зрения.
При этом я бы сказала, что работа наставника — как бы странно это ни звучало — заключается в том, чтобы не вмешиваться там, где не надо. Это очень важно, потому что мы, преподаватели, привыкли, что студента зачастую надо подталкивать, а на Кампусе собрались очень мотивированные, талантливые ребята, и они в основном сами знали, что нужно делать.

  • Второе, о чем нужно помнить наставнику, — когда твоя команда прорабатывает какой-то вопрос, надо удерживаться от непрошенных советов. Помогать, только когда тебя об этом попросят. Если сказать: «Да я в проектной деятельности 50 лет! Сейчас я вам все расскажу!» и начать указывать, как правильно делать, с высоты своего опыта, то это убьет весь процесс творчества.
  • И третье — важно не смотреть на студентов свысока, а быть с ними на одной волне. Нужно стараться понять, что их увлекает, что им интересно. Это очень сближает. Мне повезло, мне тридцать два года, и я ощущаю себя не так далеко ушедшей от них.

Знаю, что на Кампусе у вас был очень необычный опыт наставничества — дистанционный. Расскажите немного о нем.

На Летнем кампусе у меня, к сожалению, подтвердился ковид, и меня посадили на самоизоляцию. Один день была температура, в остальном я себя чувствовала относительно сносно, тем не менее семь дней надо было безвылазно сидеть в номере. Мне повезло, что это случилось не в самом начале Кампуса, я успела установить со своей командой контакт, и дальше мне надо было просто не пропадать из их поля зрения.

Я смотрела прямые трансляции всех мероприятий, благо они все были доступны онлайн, и ничего не пропускала, кроме, разве что, экскурсий. Два раза в день я созванивалась с капитаном команды. Когда начиналась проектная работа, ребята мне звонили, и я слушала, как проходит их мозговой штурм. Если обсуждение сворачивало не туда — писала им вопросы. Мы проводили дистанционные «свечки» вечером в темноте — это такая рефлексия по итогам дня. Ставили на фонарик от телефона бутылку воды, получалась такая импровизированная свечка, и обсуждали, что происходило днем, какие у кого остались впечатления. Это все очень сильно сближало. И конечно же, мне очень помогала Елена, наша вторая наставница. В целом, я считаю, что все сложилось наилучшим образом.

-3

Какие в целом у вас впечатления от участия в Кампусе?

Впечатления у меня самые положительные. Я считаю, что знаний давалось очень много, спикеры были потрясающие. Я бы очень хотела, чтобы меня добавили в некий список ожидания и пригласили на Летний кампус на следующий год.

Что, на ваш взгляд, Кампус дает участникам в первую очередь?

Мне кажется, Кампус в первую очередь про становление личности и про понимание вектора развития. Здесь стирается разница между поколениями, потому что молодежь перенимает опыт у успешных взрослых людей, а те, в свою очередь, слушают, чего хотят подрастающие предприниматели и госслужащие.

А еще Кампус учит общению. И это очень важно, потому что я замечаю, что ребятам, чем дальше, тем больше, проще написать или отправить голосовое сообщение, чем позвонить кому-то по телефону. А участие в Кампусе помогает им вербализировать какую-то просьбу, обратиться к самым разным людям.

К чему надо быть готовым, если ты подаешь заявку на Кампус?

В первую очередь, на Кампус надо ехать хорошо отдохнувшим. Желательно по возможности пораньше закрыть сессию. Потому что здесь очень много мероприятий, мало сна, надо быть все время в тонусе, и за две недели это прямо изнашивает. Когда мы разъехались, ребята отправляли в наш общий чат сообщения типа «Я проспала 12 часов!», «Я проспал 14 часов!».

Второе, нужно понимать, что как ни крути, среди участников были те, кто думали, что едут в такой летний лагерь потусить. Тусовка, конечно, там была, но ее намного меньше, чем реальной работы. Ты обязательно должен в какой-то сфере — в творческой, проектной или физической — что-то своей команде дать.

И третье, очень важно держать разум открытым, допускать мысль, что есть другие точки зрения и твоя, возможно, не самая лучшая. Это очень облегчает пребывание на Кампусе.

-4