Найти в Дзене
Kinoryba

Jethro Tull – Minstrel In The Gallery (1975)

Стопроцентно английская пластинка без каких-либо примесей. Вспоминаются родные русские артисты, перепевающие «народные» русские песни и пытаясь создать микс из этих стары песен и рок-музыки XX века. Получается иногда хорошо, но, большей частью, как-то искусственно или уж откровенно пошло, а, главное – натужно и не интересно. Может быть, есть смысл не выискивать по деревням непонятные распевы, а обратить внимание на музыку Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, наконец, уже. Русская же музыка, в общем, совершенно «с корнями». Это все к тому, что музыка Jethro Tull, музыка Андерсона, особенно здесь, в Minstrel – от начала до конца пронизана старинными английскими мелодиями, английским фолком – и при этом – совершенно не «этническая» музыка, не стилизация, не адаптация старинной музыки к современному звучанию и не популяризация классики, как у Steeleye Span и Fairport Convention. Это совершенно естественная игра, естественное существование на корнях, из которых выросла новая музыка. Тяжелый гитарный рок, моторный ритм, элементы классической музыки – и все органично, без демонстрации архаики и упора на фолк. Группа не «исследует» старинную музыку (ненавижу это определение – «исследует музыку» - какое мне дело до чьих-либо исследований, я слушаю результат, композиторскую идею и ее воплощение), группа играет современный рок. Просто с очень широкой палитрой и – еще раз – крепко стоя на корнях. И это дает уверенность, силу и свободу. Заглавная песня – великолепный голос Андерсона, многоголосье, которое почти один в один будет в Songs From The Wood, повествование под аккомпанемент акустической гитары, размышление – как часто у Андерсона – о обществе в целом и о персонах, из которых общество состоит – в частности. В какой-то степени этот альбом можно считать второй частью (не Passion Play, а именно этот) – продолжением и переосмыслением Thick As ABrick. Те же наблюдения за окружающим миром, рефлексия, неприятие его – но музыка более структурирована, более плотная лаконичная, точная и очень злая. По крайней мере, в первой песне. После акустического вступления – бешеная атака электрической гитары, такая же разбивка на части, как и в Thick As A Brick – со сменой рисунков, темпа и гармонии. Выжигающие огнеметом все вокруг аккорды Барра – отвращение и презрение Андерсона к окружающему миру, но – в результате – в каждой неприятной морде из толпы он видит самого себя. Вдруг вспомнил песню Макаревича «Битва с дураками». В общем, это традиционная тема для поэта. И вечная. Прежде всего – изменить себя. После жесткого рока первой песни – Cold Wind To Valhalla – очень похожа на песню из альбома, который выйдет через год – Salamander, но – несколько «в другую сторону». Вокал Андерсона на альбоме раскрылся окончательно и стал совершенно неподражаемым. И Cоld Wind тоже не остался в акустической балладе – раздулся, окреп и грянул ударными, басом, флейтой, гитарным соло, органом и непредсказуемыми поворотами – как ветер изменяет направление, так и песня летит, постоянно меняясь. Black Satin Dancer – струнные, фортепиано с широкими пассажами, сложно выстроенная мелодия и аранжировка, но все – легко, как танец – в котором сгорает танцор, отдавая себя в каждом движении. Гитара меняет тембр с жесткого перегруженного на чистый, антракт, после которого ее один выход – с криками Андерсона, с ломающимся ритмом, с ревом гитары, с безумием флейты – и все, танцор, ты выложился, отправляйся спать. Requiem – струнная группа и гитара. Одиночество в большом городе. Одиночество, после того, как любимая ушла. И осталось только одиночество. И город. One White Duck/O^10=Nothing At All. Еще одна песня о любви и одиночестве. Гитара Андерсона и мощная поддержка струнных – и фолковые мелодии естественно звучат на улице огромного города, это городская музыка, это не Songs From The Wood – что подтверждает окончательно следующая песня – Baker St. Muse. Путешествие с Андерсоном по Бэйкер-стрит. Несколько частей – это не концептуальное полотно, это просто поэма. Оркестровка в конце первой части превосходит оба предыдущих «концептуальных» альбома. Перекличка флейты с гитарой, архитектурное построение партии ритм-секции, которая выстроила крепкое здание – с массой баллюстрад, эркеров, балконов, готических окон, карнизов, флюгеров – и на этом здании – берельефы гитары, на окна – витражи клавиш и флейты, на крыше – флаг JethroTull. Вокруг – бары, магазины уцененных товаров, сточные канавы, газетные киоски, автобусы, толпы людей, вся Англий сжалась до размеров Бэйкер-стрит. Здесь и Диккенс, и Конан Дойль, и парламент, и экономический кризис 70-х, и проститутки, и алкоголики и любовь и Муза Бэйкер-стрит – шагающий по улице герой. Музыкант или слушатель – не важно. Ирония и едкость, с которыми Андерсон поет в заключительной части о «матушке-Англии» - и любовь и презрение одновременно. История и современность. Альбом не ложится в затертое определение «арт-рок». Это один из настоящих шедевров Jethro Tull, совершенно оригинальная и совершенно классическая музыка. Такой же взрыв, каким прогремел в свое время Aqualang, только гораздо мощнее.