Найти в Дзене
Тишина в библиотеке

Прочитанное в июле: космические путешествия, семейные саги и истории о счастливом и несчастливом детстве. Часть 2

Оглавление

Продолжаю рассказывать о книгах, которые прочитала в июле. Первая часть здесь.

"Белый пароход" (1970), "Тополёк мой в красной косынке" (1961), Чингиз Айтматов

8/10

-2
Первая строка: "У него были две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни одной. Об этом речь".

Красиво написанная история о некрасивых людях и событиях. Мальчик-сирота при живых родителях воспитывается дедом на отдаленном хуторе в горах. Вместе с ними на хуторе живет жена деда (не является бабушкой мальчику), тетка мальчика с мужем (дочь деда и его зять-лесник) и молодая семейная пара - помощник лесника с женой. Никто из взрослых кроме деда мальчика не любит. Тетка с мужем ненавидят его как напоминание о том, что у них нет своих детей, жена деда - как лишний рот, а чужие люди просто относятся равнодушно.

У мальчика есть мечта - откуда-то он услышал, что его отец работает матросом на пароходе. Каждый вечер он взбирается на гору и высматривает в бинокль белый пароход, проплывающий по Иссык-Кулю. Мальчик верит, что на этом пароходе точно также высматривает его отец и мечтает однажды превратиться в рыбу, прыгнуть в горную реку и доплыть до белого парохода, выскочить на палубу и сказать: "Здравствуй, папа!". Одна загвоздка в этом плане его волнует: "А что дальше?" Как папа отреагирует на его появление? Конечно, обрадуется, но что будет делать с ним потом? Ведь в городе его ждет другая семья - новая жена и новые дети.

К сожалению, это не вся история, а лишь ее завязка, дальше - еще жестче. Впечатлительным и эмоционально ранимым не советую читать. Я со своей крепкой психикой несколько дней отходила от концовки. Невозможно поверить, что есть в мире такие люди и все они собрались на этом хуторе. Грустно жить, понимая это.

Человека долго рожать и растить, а убить — скорее скорого.

"Лето, бабушка и я", Тинатин Мжаванадзе, 2012

6/10

-3
Первая строка: "Из всех мест, вверенных ей по работе, Хозяйка дождей больше всего любит этот город. Высунувшись с крепкого домашнего облака, сложив круглые руки под обширной грудью, Хозяйка осматривает свои владения – вот он свернулся вокруг тихой бухты, на полуострове, похожем на ладонь в море".

С этой книгой я хотела морально отдохнуть и почитать о счастливом детстве и любимом всеми ребенке. В общем-то цель была достигнута. Автор рассказывает о своей грузинской бабушке из Батуми, которая растила ее с раннего детства. У девочки были и мама, и папа, и братья, и сестра, но именно бабушка больше всех занималась младшим и поздним ребенком.

Но в итоге мне хватило двух-трех первых историй, а потом стало невыносимо скучно. Эту книгу сложно назвать законченным произведением, так как сквозного сюжета или какой-то идеи в ней нет, я бы сказала, что книга - это сборник записей в блоге, при чем записей достаточно однотипных, интересных разве что близким родственникам и непосредственным участникам событий. У каждого есть такой родственник-балагур, который обожает травить байки, и первые несколько историй слушать его интересно, а потом надоедает - вот у меня такое же впечатление от этой книги осталось.

Также, если вы думали прочитать книгу, чтобы поймать грузинский колорит, то предупреждаю, что его там нет.  Книга вообще очень эгоцентричная - есть самая лучшая в мире девочка, самая лучшая в мире бабушка и их замечательная жизнь. Если любите такие книги ни о чем, просто добрые и светлые, то вам должно понравиться.

Смотри, ты когда матерью станешь, рожай до тех пор, пока девочку не родишь! Сыновья – счастье, а дочь – это ангел. Для женщины спасение – только в дочери. Это ты сейчас не поймешь, а когда станешь большая, молись, чтобы тебе Бог дочь подарил.

"Девушка, которая играла с огнем", Стиг Ларссон, 2006

10/10

-4
Первая строка: "Она лежала на узкой лавке с рамкой из закаленной стали, крепко привязанная ремнями. Одна из лямок была перехлестнута через грудь. Она лежала на спине с руками, пристегнутыми к рамке вдоль бедер".

Вторая часть трилогии "Миллениум" о журналисте Микаэле Блумквисте и хакерше Лисбет Салландер. На этот раз в беду попадает Лисбет -  ее обвиняют в убийстве трех человек, но никто из друзей и знакомых Лисбет не верит в виновность девушки, в том числе Микаэль. Они начинают собственное расследование, чтобы доказать ее невиновность.

Я даже не знаю, что тут сказать - мне понравилось, я люблю триллеры, особенно интеллектуальные, где можно поломать голову, проследить развитие героев. Триллеры, которые можно назвать литературой, а не бульварным чтивом. Трилогия "Миллениум" - из этого сорта.

Ни одна система безопасности не устоит против тупости собственных сотрудников.

"Гиперион", Дэн Симмонс, 1989

10/10

-5
Первая строка: "Консул Гегемонии сидел на балконе своего эбеново-черного космического корабля и на хорошо сохранившемся «Стейнвее» играл прелюдию до-диез минор Рахманинова, а снизу, вторя музыке, неслось мычание громадных зеленых псевдоящеров, бултыхавшихся в хлюпающей болотной жиже".

Планета Земля погибла несколько столетий назад, но человечество к этому было готово и заселило множество других планет, которые в новом мире стали как государства. Между планетами можно спокойно перемещаться, есть планеты получше и побогаче, есть похуже и победнее, есть такие, куда вообще лучше не попадать. Среди них особняком стоит планета Гиперион, планета-загадка, на которой живет чудовище? монстр? Бог? Некое существо Шрайк, которого никто толком не видел. Многие считают его богом и каждый год Гиперион посещают тысячи паломников. Не все из них возвращаются живыми после встречи с Шрайком.

Но в последнее время на Гиперионе начинают твориться странные и аномальные вещи. Никто, отправившийся во владения Шрайка, теперь не возвращается живым. Кто или что убивает людей? И зачем? Для выяснения тайны на Гиперион отправляют шестерых добровольцев, которым поручено разгадать эту тайну. У каждого из них есть своя причина искать встречи со Шрайком.

Это вторая книга Симмонса, которую я прочитала, до этого читала его "Террор" и осталась в полном восторге. "Гиперион" меня также не разочаровал, я поражаюсь фантазии и мастерству автора. Реально невозможно предугадать ни одного события в книге, когда тебе кажется, что вроде все понятно, автор берет и так все поворачивает, что твоя челюсть падает на пол. Искренне завидую всем, кто еще не читал "Гиперион".

Заключение убивает в человеке двух неразлучных демонов: суетливость и невнимательность.

"Морфий. Повести и рассказы", Михаил Булгаков, 1923-1927

10/10

-6
Первая строка: "В то время, как все люди скакали с одной службы на другую, товарищ Коротков прочно служил в Главцентрбазспимате (Главная Центральная База Спичечных Материалов) на штатной должности делопроизводителя и прослужил в ней целых одиннадцать месяцев".

Решила перечитать "Записки юного врача" и "Морфий" Булгакова. "Морфий" я не очень люблю, грустно читать о разложении человека, а вот "Записки юного врача" считаю лучшим его произведением. Молодой врач, вчерашний студент, только что получивший диплом, приезжает в сельскую глубинку, где ему предложили место врача. Помимо него в больнице есть фельдшер и акушерка. Молодой человек испытывает ужас перед своими пациентами, потому что ни одной операции в жизни не сделал, многие видел только в качестве зрителя в прозекторской, а большинство операций знает только по учебникам. А тут каждый день к нему идут живые люди с надеждой, что сейчас врач их избавит от страданий. Вот наш молодой врач и выкручивается, как может.

Очень советую эту книгу любому вчерашнему студенту, кто только-только начинает свой путь в профессии - не обязательно врача. Повесть очень жизнеутверждающая, заставляющая поверить в себя и свои силы, а еще понять, что стратегия "делай, что должен, и будь, что будет" по-прежнему самая верная.

Человеку, в сущности, очень немного нужно. И прежде всего ему нужен огонь.

"Киммерийское лето", Юрий Слепухин, 1971

10/10

-7
Первая строка: "Проснувшись, Ника сразу вспоминает о не выученной накануне физике, и день начинается с ощущения глубокой враждебности всего окружающего".

Я не знаю, почему я никогда не слышала об этом романе Юрия Слепухина, и очень жалею, что не прочитала его в свои 16-17 лет. Здесь и первая любовь, и отношения с родителями, и семейная драма - все, что я люблю. 16-летняя девушка Ника растет в Москве в обеспеченной полной семье, учится в престижной школе в центре Москвы. Проблемы у Ники обычные для подростка - она не знает, кем хочет стать и чем заниматься, учеба в школе хоть и дается, но интересует девушку мало. На летние каникулы Ника уезжает с сестрой, ее мужем и другом семьи в Крым. Там Ника случайно попадает в экспедицию археологов, и ее жизнь навсегда меняется. Но это лето приносит Нике не только счастье - вернувшись в Москву, девушка узнает страшную семейную тайну, которую родители скрывали от нее всю жизнь. Сможет ли Ника понять и простить их?

Чудесная книга, чтобы вернуться в свои подростковые годы, вспомнить о том, что волновало и тревожило, первую любовь и первые страдания, немного поиронизировать над юношеским максимализмом.

Вам скоро тридцать, а холостой мужчина после тридцати начинает деградировать: либо он становится педантом и аккуратистом, а точнее — занудой, как говорят ваши сверстники, либо постепенно превращается в пыльное и рассеянное чучело.

"Лучшие люди города", Катерина Кожевина, 2022

10/10

-8
Первая строка: "«Николай Гоголь» провалился в яму. На задних рядах кто-то вскрикнул, по салону прокатился лязг металлических пряжек, грудной ребенок дотянулся до ноты си второй октавы. У Лены внутри все сдавило, тело перестало слушаться".

Это дебютный роман автора и первый блин получился не комом, есть, конечно, недостатки, на мой вкус, но в целом очень достойно написано. Обязательно буду следить за дальнейшим творчеством Катерины Кожевиной.

Московская девушка Лена впала в немилость к шефу и тот в наказание отправляет ее в маленький городок недалеко от Южно-Сахалинска подбирать рабочих для строительства нового завода компании, пообещав, что если Лена справится, то он ее простит и даже повысит. Лене страшно, но она решает принять вызов - так начинаются приключения москвички в маленьком городке на самом краю земли. Приключения самые разные - и грустные, и веселые, и даже трагические, но Лена - очень смелая и целеустремленная девушка. И нет, книга не про то, как москвичка приехала в глухомань и там всех жить научила, скорее наоборот.

Единственная моя претензия к автору - это открытый финал, ненавижу открытые финалы, считаю, что это неуважение ко мне как к читателю, я же столько читала, хотела узнать, что и как там в конце и тут "вот вам, получите". Фу, такой быть, автор.

Сергеич под шумок стал представлять почетных жителей поселка Большие Уклы, которые удостоились чести сидеть с ними за одним столом. Директор школы, фельдшер, участковый, начальник филиала «Сбербанка» – «очень порядочная женщина», старожилы, которые сюда еще детьми приехали и японцев помнят, два местных предпринимателя – держат магазин и шиномонтажку, директор бюро ритуальных услуг – «без него бы не выжили».

"Дочь короля", Вонда Н. Макинтайр, 1997

2/10

-9
Первая строка: "Солнце Иванова дня раскаленным белым диском сияло высоко над головой. Безбрежное голубое небо ослепляло взор. Королевский флагманский корабль внезапно покинул прозрачно-зеленое мелководье и вошел в индигово-синие волны бездонных глубин".

Историческая фэнтези очень низкого качества, книга из серии "зачем я это прочитала". Вернее так, я это не читала, я это слушала, если бы читала, то бросила бы, а на слух как-то осилила. Единственное достоинство романа - это интересный сюжет, который автор умудрилась превратить в унылое сами знаете что. Действие происходит во Франции при дворе Людовика XIV, известного как "король-солнце". Главная героиня Мари-Жозеф происходит из знатного, но обнищавшего рода, а потому живет при дворе в качестве компаньонки знатной и богатой родственницы короля. Ее брат, католический священник, увлекается наукой и естествознанием, и однажды ему крупно повезло - удалось поймать настоящую живую русалку и привезти ее в дар королю. Но зачем королю русалка? И кто она - животное или человек?

Теперь что не так. Во -первых, я так и не поняла названия книги - "Дочь короля". Кто это? До самого конца я думала, что это Мари-Жозеф внебрачная дочь короля, но нет, ничего такого. И кто она эта загадочная дочь, автор нам так и не объяснил.

Во-вторых, слабая и какая-то бестолковая любовная линия. Богатый знатный граф, убежденный холостяк, вдруг влюбляется в Мари-Жозеф и даже идет ради нее на преступление. Именно вдруг - автор не поясняет нам, что так сильно поразило графа в девушке, как он к этому пришел. "Нет, нет, я никогда не женюсь! Нет, нет, я не буду помогать вам, я верен своему королю!" И вдруг через пару страниц: "Да, я готов предать своего короля! Ради тебя, Мари-Жозеф". С чего бы вдруг?

И в-третьих, сама главная героиня, не соответствующая той исторической эпохе, в которую автор ее поместил. Такая воинственная феминистка из 21-го века вдруг вылупилась при дворе Людовика XIV, и конечно же, все от мала до велика в нее влюблены. Это признак плохой исторической книги - герой из 18 века должен думать и поступать как человек, живший в 18 веке. А потому - не верю.

— Дело в том, что я вообще малообразован. Математика — это что же, арифметика? Какой ужас! Если бы я изучал математику, мне пришлось бы упражняться, суммируя собственные долги!

"Мир глазами Гарпа", Джон Ирвинг, 1978

10/10

-10
Первая строка: "В 1942 году в Бостоне мать Гарпа, Дженни Филдз, была арестована за нанесение в кинотеатре тяжких телесных повреждений незнакомому мужчине".

Как все же Ирвинг любит женщин, я не встречала таких писателей-мужчин, которые бы так любили, даже обожали женщин. Это четвертый и первый популярный роман Ирвинга, который принес ему мировую славу. Книга сложная, многогранная, поднимающая много болезненных тем, и все равно невероятно интересная. Роман явно не для развлечения, а для "подумать о важном".

Дженни Филдз, медсестра, феминистка и асексуалка рожает сына в 1943 году от солдата, смертельно раненого в голову. Делает она это осознанно, потому что не хочет, чтобы у ребенка был отец, Гарп - только ее сын и ничей больше. Дженни окружает Гарпа любовью, ради него она устраивается медсестрой в частную школу для мальчиков, чтобы у  Гарпа было лучшее образование. Когда Гарп закончил школу, Дженни решает, что теперь у нее есть время и для себя и внезапно пишет книгу о своей жизни, которая становится бестселлером в США. Так Дженни становится символом феминистского движения Америки, только вот принесет ли ей это счастье.

Гарп же с детства мечтал стать писателем и упорно идет к своей мечте, по пути успевает жениться на подруге детства и завести детей. Гарп - очень трепетный отец, он до ужаса боится за своих детей, пытаясь предугадать любую опасность. Конечно же, у него не получается избежать трагедии.

Это сильно упрощенный сюжет, на само деле в книге очень много подводных смыслов и перекрестных связей и тем. Есть, с чем и с кем поспорить, есть, о чем подумать - хорошая книга для совместных чтений и книжных клубов.

Большинство людей путает "глубину" с "серьёзностью", а "искренность" с "глубиной".

"Человек, который умер дважды", Ричард Осман, 2021

8/10

-11
Первая строка: "– Одна женщина из Рёскин-корта сказала мне, что сидит на диете, – сообщает Джойс, допивая вино из бокала. – В восемьдесят два!"

Прочитала вторую книгу серии "Клуба убийств по четвергам" о том, как неунывающие пенсионеры из поселка Куперсчейз расследуют преступления. Вся четверка - Элизабет, Джойс, Рон и Ибрагим - снова в деле. На этот раз им предстоит соперничать с самой МИ-5, а еще обезвредить опасных мафиози. Вторая книга именно продолжение первой, не советую читать их не по порядку - хоть преступления и абсолютно разные, другие события из жизни героев все же перетекают из первой части во вторую и можно многое не понять.

Эта книга мне понравилась больше первой, и я рада, что дала серии о пенсионерах-детективах второй шанс. Сюжет стал более продуман, автор сумел сохранить динамику, но при этом убрал какую-то лишнюю суетливость, которая немного раздражала в первой части. Хороший легкий детектив для чтения в гамаке на даче - и голову поломать можно, и посмеяться с героями, и даже о важном подумать немного. Для меня Ричард Осман - это английская версия Дарьи Донцовой - увлекаться таким чтением не стоит, но иногда позволить себе можно (как кусочек торта).

Умирать надо раньше детей, потому что их мы научили жить без нас. Но нельзя умирать раньше собаки. Ее мы учим жить с нами.

"Степной волк", Герман Гессе, 1927

3/10

-12
Первая строка: "Эта книга содержит оставшиеся нам записки того, кого мы, пользуясь выражением, которое не раз употреблял он сам, назвали Степным волком".

Это была моя первая (и думаю, последняя) книга Германа Гессе. Поток какого-то бреда - больше мне даже сказать нечего. Главный герой Гарри Галлер, 50-летний одинокий мужчина, гордо называющий себя Степным волком, изливает на читателя поток своего не совсем здорового сознания. Я такое не люблю, не мой жанр и все.

День прошел, как и вообще-то проходят дни, я убил, я тихо сгубил его своим примитивным и робким способом жить.

"Принц Модильяни", Анджело Лонгони, 2019

3/10

-13
Первая строка: "Самый любимый ребенок. Ни одна мать не должна так думать и выделять кого-то из детей. Предпочтение – непростительно, и даже то, что я воспитываю детей одна, не может служить оправданием".

Еще одно разочарование. После художественной биографии Ван Гога от Ирвинга Стоуна, которая мне очень понравилось, захотелось еще что-то о художниках почитать - так мне попалась на глаза новинка о Амедео Модильяни. И это было ужасно - и с точки зрения языка, и сточки зрения подачи сюжета.

Практически вся книга состоит из глупых, неживых диалогов ни о чем - не говорят так живые люди. Но это полбеды. Основная беда - сама биография, автор подробно рассказывает нам о том, сколько гашиша съел Модильяни и сколько раз переспал с проституткой, но ничего не говорит о творческом процессе - как художник работал, как нашел свою технику, где вдохновлялся сюжетами, писал быстро или долго и мучительно - ничего об этом в книге нет.

Мне сложно говорить о том, насколько близка эта книга к реальной биографии Модильяни, так как я с ней незнакома, но часть книги, где описывается роман Модильяни с Анной Ахматовой, чистая фантазия автора. Ахматова - мой любимый поэт, ее биографию я знаю очень хорошо, и многое о ней в книге - не правда. Потому я очень сомневаюсь в остальных фактах из жизни художника. Понимаю, что книга - художественная, автор мог придумывать, что угодно, но хотелось бы чуть большей достоверности, если речь идет о реально существовавшем человеке.

Я не способен испытывать зависть - для того чтобы её испытывать, нужно желать стать человеком, которому завидуешь. Я же предпочёл бы умереть, чем быть кем-то другим, не собой, - соответственно, чрезмерная гордость не даёт мне быть завистливым.

Вот такой получился у меня читательский июль, а что хорошего прочитали вы?