Найти тему
РЖД Тур

Жемчужина Кавказа железнодорожный круиз

Дагестан – самый южный, колоритный и многонациональный регион России. Здесь есть ласковое Каспийское море и бесконечные песчаные пляжи, мягкий климат и величественные горы, памятники древней архитектуры и аутентичные горные аулы и, конечно, неизменное кавказское гостеприимство. Сегодня рассказываем о том, что ждет туристов нашего круизного поезда «Жемчужина Кавказа» в Дербенте.

Текст: Дмитрий Чериков

Дербент – один из самых древних городов России и всего мира, его история насчитывает уже более двух тысяч лет. Город является настоящим музеем под открытым небом.

С главным украшением Дербента все понятно. Величественная цитадель Нарын-Кала со времен древности известна всему Востоку. На протяжении 1500 тысяч лет посмотреть на ее величие и красоту приезжали купцы, ученые и простые путешественники. Сегодня цитадель по-прежнему привлекает к себе десятки тысяч туристов ежегодно.

Под защитой крепостных стен на побережье вырос город, который назвали Закрытые врата. Действительно, крепость надежно защищала отрезок суши между морем и горами. Сегодня город «запертых ворот» известен нам как Дербент.

Полная программа нашего флагманского круизного путешествия «Жемчужина Кавказа»

-2

Нарын-кала — древняя крепость в высокой части Дербента, соединенная с Каспийским морем двойными стенами, предназначенными для блокирования Каспийских ворот в Персию. Морская часть стены уходит на 500 метров в море, запирая таким образом вход в гавань. Нарын-Кала внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

-3
Живописный Дербент и местные достопримечательности поддерживают на национальном уровне.

В феврале 2014 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о включении цитадели и исторического города в крепостных стенах Дербента в реестр объектов культурного наследия федерального значения. Как отмечается в справке к документу, территория музея-заповедника и прилегающая к ней историческая городская застройка включает памятники истории и культуры различных эпох и обладает несомненной ценностью с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства и природного ландшафта.

-4

Дербентский оборонительный комплекс в его современном виде был оформлен при самом могущественном царе династии Сасанидов Хосрове I Ануширване (531-579 гг.). В 567 году здесь возводятся могучие каменные оборонительные стены.

Каменные крепостные стены Дербента хорошо сохранились, во многом и сейчас определяя художественный облик старого города.

Протяженные крепостные стены, лишенные каких-либо декоративных элементов сообщают всему городу суровый и древний образ.

Сложная история Дербента не могла не отразиться и на его крепостных стенах, в которых можно насчитывать до десяти различных типов каменной кладки, относящейся к различным периодам.

При этом основная древняя кладка является общей для всех сооружений Дербентской оборонительной системы. Это свидетельствует о том, что весь комплекс сохранившихся оборонительных сооружений создан в течение одного исторического периода.

Сасанидская кладка хорошо прослеживается как в городских стенах, так и в цитадели. Она состоит из рядов облицовки, выложенных из крупных камней насухо,  и забутовки на известковом растворе. Размер камней облицовки равен в среднем 100х65х25 см.

Для более прочного соединения с забутовкой камни облицовки поставлены попеременно ложком и тычком (иногда тычки сдвоены), что создает характерный рисунок. Наружная поверхность камней хорошо отесана, внутренние же плоскости оставлены необработанными, что способствовало лучшему сцеплению с забутовкой. Древнейшая кладка состоит из однотипных, но нестандартных по форме и размерам камней: отдельные плиты притесывались друг к другу уже в процессе строительства.

Подобная конструкция стен помимо исключительной прочности предавала им монументальную незыблемость и парадность.

Дербентские крепостные стены построены из местного ракушечника, отличающегося стойкостью к выветриванию. Камень для строительства стен  добывали в нескольких километрах к Северу от Дербента, вблизи моря, чтобы иметь возможность доставлять его по воде к месту строительства.

Крепость становится оплотом Сасанидов на Кавказе, резиденцией иранских наместников — марзпанов, хранителей границ, местопребыванием его двора и гарнизона, административным, военно-политическим и культурным центром. Расположенная на высоком холме, она господствовала над узким проходом между морем и отрогами Джалганского хребта. Мощные стены толщиной 2,5-3,5 м, достигающие на отдельных участках высоты 20-25 м, делают ее неприступной крепостью, способной выдержать тяжелую и длительную осаду.

Второй ( после Сасанидского) период  строительства  крепостных стен относится к VII-Xвв., когда Дербентом владели арабы. К арабскому периоду можно отнести части Дербентских стен, облицовка которых состоит из более правильных по форме камней и кроме рядов с чередованием тычков и ложков имеет ряды, положенные плашмя.

Третий крупный строительный период связан с концом XIV-XVвв., когда Дербентом владели ширваншахи. К этому периоду относится кладка из сравнительно небольших (в среднем 20х30 или 30х40 см), хорошо отесанных и плотно пригнанных друг к другу камней.

Четвертый период восстановления и реконструкции Дербентских стен связан со строительной деятельностью шаха Аббаса I в начале XVII в.
-5

В XIX в., в течение шестидесяти лет с момента вступления в Дербент русских войск в 1806г. и до упразднения Дербентской крепости в 1867г., крепостные сооружения неоднократно ремонтировались и перестраивались.

Последний раз Дербентские крепостные стены ремонтировались в 1877 году, когда — в связи с восстанием в Дагестане — в Дербенте было объявлено военное положение.

Основные объекты показа комплекса – архитектурные и археологические памятники.

Крепость является основным археологическим объектом, культурный слой датируется концом IV тыс. до н.э.- XIX в. и достигает 12 м. Является объектом культурного наследия регионального значения.

Разумеется, Дербент и Нарын-кала являются неотъемлемой частью «Жемчужины Кавказа» в этом сезоне. Мы любим возвращаться в эти гостеприимные края, где тебя всегда готовы встретить угощениями.

-6

Полная программа железнодорожного круиза «Жемчужина Кавказа», который каждую субботу отправляется с Казанского вокзала в Москве.