В июле я внезапно прочитала 23 книги, сама не заметила как. Из них: 9 книг в аудио формате, 5 бумажных книг и 9 электронных. Всего - 10 724 страницы. Расскажу обо всех книгах по порядку, вторую часть прочитанного можно почитать здесь.
"История Артура Трулава", Элизабет Берг, 2017
2/10
Первая строка: "Вот уже полгода с того ноябрьского дня, когда похоронили Нолу, его жену, Артур Мозес ежедневно приходит обедать с ней".
Книга, которую даже и один раз можно не читать, самый мой нелюбимый жанр, когда автор всю историю давит на жалость и вызывает слезу читателя - такой сентиментальный роман в высшем его проявлении. К тому же, есть необъяснимые логикой странности сюжета, обо всех рассказывать не буду, чтобы не спойлерить, но немного поделюсь.
Итак, в романе несколько главных героев, а именно три. Старик Артур Мозес, недавно похоронивший жену, его соседка Люсиль, тоже пожилая одинокая женщина, и девушка Мэдди, живущая с отцом, так как мама её умерла сразу после рождения Мэдди. Мэдди чувствует себя одинокой, так как отец у нее бесчувственный чурбан (об этом мы позже поговорим), и вместо школы постоянно ходит на кладбище, так как ей там нравится. На кладбище она и знакомится с Артуром, который каждый день ходит на могилу жены, между Мэдди и Артуром завязывается дружба. По сути это пересказ аннотации и пока все норм, треш начинается дальше.
Дальше Мэдди понимает, что больше не хочет жить с отцом и уходит из дома. Более того, она заявляет, что больше не считает отца своей семьей, но иногда готова с ним видеться как с давним знакомым. В чем же провинился ее отец? Думаете, он пил и избивал Мэдди? Или плохо о ней заботился? Или женился на злой женщине, которая обижала Мэдди? Может он морил ее голодом? Или сдал их дом под наркопритон? Нет, все гораздо хуже - он просто не изливал на Мэдди словесные потоки своей любви, а ей так это было нужно. Вы считаете, что этого недостаточно, чтобы вычеркнуть отца из жизни? Значит, вы просто бесчувственны, не то что нежный цветочек Мэдди. Просто вспоминаются все брошенные и никому ненужные дети алкоголиков и наркоманов, которые любят своих родителей до потери пульса, убегают к ним из детдомов, ищут их всю жизнь, не смотря на то, что те буквально их убивали. А тут абсолютно нормальный отец, который вырастил дочь до 18 лет, посвятил ей всю жизнь, всем ее обеспечивал, просто немного замкнутый эмоционально. Не верю.
И вся история такая - притянутая за уши и шитая белыми нитками, чувствуется, что автор постоянно пытается выжать из читателя слезу, но герои ее никакого сочувствия не вызывают, они какие-то абсолютно картонные, неживые и дико раздражающие.
У всех бывают мысли, за которые потом стыдно. Главное, держать их при себе. Это и есть цивилизованность – хотя сейчас от нее мало что осталось.
"Сорняк", Кармело Сардо, Джузеппе Грассонелли, 2014
5/10
Первая строка: "Лай собак вдалеке нарушает мой чуткий сон: еще одна тягучая и однообразная ночь моего убогого существования".
Исповедь сицилийского преступника Джузеппе Грассонелли, убившего множество человек, совершившего множество ограблений и получившего за свои преступления пожизненный срок. Меня очень зацепила аннотация, обычно я люблю читать мемуары, но сам рассказ не зацепил. Все время было ощущение, что Джузеппе сильно рисуется перед читателем, добавляет доблести своим "подвигам" и благородства себе, даже любуется собой. Никакого раскаяния, а просто бесконечные оправдания, что он не мог поступить иначе, он же благородный рыцарь и настоящий мужчина. Очевидно, что если вернуть его в прошлое, он поступит также.
Даже отсидев 20 лет в тюрьме и понимая, что никогда из нее не выйдет, Джузеппе считает и пытается доказать читателям, что у него не было выбора и каждый на его месте поступил бы также. И каждый раз мне хотелось ему возразить: "Нет, я бы так не поступила, многие бы так не поступили, был у тебя выбор, выбор есть всегда". Потому читать было неприятно да и не сильно интересно, так как автор был явно неискренен.
Я всегда повторял: степень демократичности страны измеряется состоянием её тюрем и школ. Чем больше тюрьмы похожи на школы и чем меньше школы - на тюрьмы, тем выше уровень развития страны.
"Еретики Дюны", Фрэнк Герберт, 1984
8/10
Первая строка: "– Разве не говорила тебе Тараза, что мы имели дело с одиннадцатью Дунканами Айдахо? Нынешний – двенадцатый".
Пятый том фантастического цикла о Дюне. После смерти бога-императора Лето II прошло еще несколько тысяч лет. Орден Бинэ Гессерит процветает, однако его могуществу начинают угрожать люди из Рассеяния и мастера Бинэ Тлейлаксу. На Ракисе (так теперь называется Дюна) вдруг появляется девочка, умеющая повелевать огромными пустынными червями, а на Гамме растет очередной гхола Дункана Айдахо. Зачем они так нужны Преподобным матерям ордена?
С каждой книгой мир Дюны запутывается для меня все больше и больше. Если в первой книге я не понимала процентов 10, то в пятой уже процентов 90, но читать все равно интересно, особенно различные философские и религиозные рассуждения от автора.
Самый большой дар - это дар удивления.
"Львы Сицилии. Сага о Флорио", Стефания Аучи, 2019
8/10
Первая строка: "Гул землетрясения, пробуждаясь в море, врезается в ночь. Набухает, растет, превращается в грохот, разрывающий тишину. В домах спят люди. Кто-то просыпается от звона посуды, кто-то – от резких хлопков дверей".
Сага о становлении сицилийской семьи Флорио. Я люблю семейные саги, и эта мне тоже понравилась, но чуть-чуть не хватило глубины - и в сюжете, и в героях. В конце 18-го века братья Паоло и Иньянцо Флорио переезжают из маленькой деревушки в Палермо с целью открыть лавку и начать торговать специями. С ними в Палермо едут жена Паоло Джузеппина и их маленький сынишка Винченцо. Так начинается история славы и богатства семьи Флорио, за представителями которой мы следим в течение целого века.
Мне не хватило драматизма что ли, даже не знаю, как это описать. Постоянно было такое ощущение, что братья Флорио очень легко превратились из бедняков в богачей, не хлебнули трудностей и горя на этом пути, а потому их успех кажется каким-то незначительным, неважным. Если на Сицилии 18 века было так легко разбогатеть, тогда почему же было так много нищих вокруг? Даже в наше время сложно представить себе семью бедняков, которые бы жили в деревне, еле-еле сводили концы с концами, а потом решили просто переехать в Москву, где у них никого нет, там открыли магазин и разбогатели. Конечно, все возможно, но хотелось бы увидеть, как им это удалось все же, не считая чистого везения.
Зато автор прекрасно описала взаимоотношения в семье Флорио, и это действительно лучшее, что есть в книге. Думаю, это и был один из секретов успеха Флорио - семья для всех Флорио была выше личного счастья и личных интересов. У современного человека совсем другое мировоззрение, потому было интересно почитать о том, как было раньше, в романе есть много вещей, о которых стоит подумать на досуге.
Когда стареешь, хочется замедлить время, но время не остановить. И тогда цепляешься за вещи. Есть они — значит, и ты еще есть. Не замечаешь, не хочешь замечать, как жизнь утекает.
"Пляж", Алекс Гарленд, 1996
10/10
Первая строка: "Вьетнам, моя давняя любовь. Ни днём ни ночью - я никогда не переставал любить тебя".
Я не смотрела фильм с молодым ДиКаприо, но, конечно же, о нем слышала и видела кадры из фильма - они потрясающе красивые. Однако кино я предпочитаю книги, а потому решила "Пляж" сначала прочитать. Триллер (как и положено триллеру) захватывает с первой страницы и уже не отпускает ни поспать, ни поесть, пока не дочитаешь до конца. Давно со мной такого не случалось.
Главный герой, молодой парень Ричард, путешествует по Таиланду. Случайно ему в руки попадает карта, ведущая на райский пляж, известный лишь немногим избранным. Ричард и его случайные попутчики-французы решают во что бы то ни стало отыскать это место. Так начинается их приключение. И это уже очень интересно.
Однако будучи захватывающим триллером, "Пляж" далеко выходит за рамки жанра, поднимая и философские жизненные вопросы. Что есть рай? Почему люди все время его ищут? Что есть свобода? Где кончается свобода и начинается деспотизм? Что важнее - личное счастье или счастье общее? Гарленд не дает ответов на эти вопросы, но дает много пищи подумать над ними, а это уже не мало.
Есть золотое правило: первое, что нужно сделать, когда попадаешь в какое-то место, – это узнать, каким образом ты можешь из него выбраться.
"Горький апельсин", Клэр Фуллер, 2018
10/10
Первая строка: "Видно, они думают, что мне уже недолго осталось. Потому что сегодня ко мне допустили викария. Может, они и правы. Хотя для меня сегодня ничем не отличается от вчера".
Прекрасный образец псевдо-викторианского английского романа. Всем любителям "Джейн Эйр", "Тайны леди Оддли" и произведений Джейн Остен. Долгая тягучая история об одном лете в провинциальной Англии - старинное поместье, разросшийся неухоженный сад и привидение, которое то ли есть то ли нет - каждый решает сам. Если вы ждете динамичного сюжета и ярких его поворотов, то вам не сюда. Если вы обожаете пространные описания старинных домов и садов, копание в эмоциях и чувствах героев, когда сотни страниц буквально ничего не происходит, то это ваша книга. Я такое просто обожаю.
Одинокая старая дева Фрэнсис приезжает в полуразрушенное поместье, ее нанял новый хозяин усадьбы, богатый американец, чтобы она оценила сад. Там Фрэнсис встречает семейную пару Кару и Питера, Питер приехал также по просьбе владельца оценить дом и возможный антиквариат, который там хранится. Так эти трое и живут в старинном поместье все лето, а мы постепенно узнаем о них все больше и больше.
Идеально выверенный сюжет - автор плавно ведет вас к кульминации, ни одна деталь не теряется по дороге, никаких неожиданных поворотов сюжета, все происходит, когда надо и с кем надо, никаких подлянок и подножек - просто читательский оргазм, так мало сейчас пишут таких книг. Старая добрая английская классика, как она есть.
Глупость - это когда ты живешь так, словно реально только то, что ты способен увидеть.
"Сага о Йосте Берлинге", Сельма Лагерлёф, 1891
6/10
Первая строка: "Наконец-то пастор поднялся на церковную кафедру. Прихожане подняли головы. Явился все-таки! Стало быть, в это воскресенье он отслужит обедню, не то что на прошлой неделе и много-много воскресений тому назад".
Очень необычный роман, я у Лагерлёф кроме "Путешествия Нильса с дикими гусями" (да и то в детстве) ничего не читала и это было моё первое знакомство с её прозой. Что понравилось: чудесный язык автора, но от Нобелевского лауреата трудно было бы ожидать иного.
Что не понравилось: всё остальное. Невероятно "бесячий" главный герой, тот самый Йоста Берлинг, просто отвратительный (и все его дружки тоже). Ладно мужчины, но в романе еще и удивительно тупые и неприятные женщины - вот чего я никак не могла ожидать от автора-женщины. Неужели женщины в то время и правда были такими недалекими или Сельма Лагерлёф просто была о них невысокого мнения? Ни одного адекватного героя из примерно 30-ти действующих лиц романа, ни одного, я даже не думала, что такое бывает, а читала я всякое, меня сложно удивить.
В общем, это был интересный опыт, спасибо Господи, что я не родилась в Швеции 19-го века.
Впрочем, те, кто много времени проводит в одиночестве и размышлениях, всегда имеют свое мнение, потому что опровергнуть его некому.
"Дикие цветы", Хэрриет Эванс, 2018
8/10
Первая строка: "Бросив мимолетный взгляд с улицы, прохожий едва бы различил в строении, утопающем в зарослях ежевики и вьюнка, старый жилой дом".
Семейная сага, охватывающая жизнь четырех поколений английской семьи Уайлдеров. Главные герои - Тони и Алтея - семейная пара известных актеров. Конечно же, жизнь их не могла пройти спокойно и пресно, она похожа на все пьесы Шекспира сразу. Действие постоянно перемещается из настоящего в прошлое и обратно, так постепенно мы вместе с автором распутываем все семейные тайны Уайлдеров.
Книга очень достойная, герои все живые, совершенно не положительные и не отрицательные, просто люди. Они не вызывают какой-то особой симпатии, но им точно веришь. Если любите хорошие английские романы, то очень рекомендую.
"Важны не сами фотографии, а та жизнь, которая сокрыта в них. Это и есть воспоминания. Все эти короткие мгновения, когда мы были счастливы".
"Лето господне", Иван Шмелев, 1948
10/10
Первая строка: "Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост".
Как же мне сложно писать об этой книге. С одной стороны, она мне очень понравилась. Описание дореволюционной купеческой Москвы, ее праздников и традиций - это все безумно интересно. С другой стороны, меня всегда пугает фанатичная религиозность в людях, и иногда был перебор с этим. Просто по опыту моему сильно религиозные люди обычно оказываются вне этики и морали житейской, они почему-то считают, что им больше позволено что ли. Опыт мой, к сожалению, как всегда подтвердился - так как книга автобиографическая, я полезла почитать официальную биографию Шмелёва в "Википедии". Оказывается, будучи в эмиграции во Франции во время Второй мировой войны он с восторгом приветствовал вторжение Гитлера в СССР, почитал фюрера избавителем России, посланником Божьим. Многие русские эмигранты отвернулись от Шмелёва в те годы.
И лучше б я этого факта не знала, но после мне совсем тяжело было книгу читать. Как же так, ведь Шмелёв рассказывает нам, как любит Москву, народ русский и тут... такое. Как мог он, обладая такой чувствительной душой, не понять всего ужаса Гитлера для его Родины? И книга мне уже казалась насквозь фальшивой, но как же хорошо написана! Не жалею, что прочитала, но больше вряд ли Шмелёва читать буду, осадочек остался...
- Уж и лето прошло... и не видал. - А потом, погодя, сказал: - И жизнь прошла... не видал.
"Перстень Лёвешёльдов", Сельма Лагерлёф, 1925-1928
10/10
Первая строка: "Знаю я, бывали в старину на свете люди, не ведавшие, что такое страх. Слыхивала я и о таких, которые за удовольствие почитали пройтись по первому тонкому льду".
Насколько мне не понравилось "Сказание о Йосте Берлинге", настолько же я очарована "Перстнем Лёвеншёльдов". Никак не ожидала от автора, жившего сто лет назад, такой новизны и непредсказуемости сюжета. Все же классики больше по канонам писали, но только не Сельма Лагерлёф. Только подумаешь, что все понятно, что дальше будет, а она вдруг кааак даст тебе в лоб и все вообще по другой колее покатилось. От чтения оторваться невозможно, интересно, что же там дальше, потому что сюжет совершенно непредсказуемый. И какие чудесные женские образы - сильные, смелые, умные!
Сага о семье Лёвеншёльдов начинается со смерти генерала Лёвеншёльда, которого за особые боевые заслуги король Швеции наградил драгоценным перстнем. Генерал не захотел с ним расстаться и наказал положить перстень с ним в гроб - так и сделали. Но перстень из гробницы вскоре был похищен, а его исчезновение запустило цепь несчастных событий для нескольких поколений семейства Лёвеншёльд. Будет ли снято проклятие и какой ценой?
Если не знаешь, каким путем идти, то лучше постоять на месте и обождать.
"Лилия и лев", Морис Дрюон, 1960
10/10
Первая строка: "Вот уже два часа подряд из всех городских приходов, и с левого, и с правого берега реки, из Сент-Дениса, из Сент-Катберта, из Сент-Мартин-и-Грегори, из Сент-Мэри-Синиор и Сент-Мэри-Джуниор, с Боен и с улицы Дубильщиков – отовсюду, со всех сторон тянулся йоркский люд, текли бесконечные вереницы зевак к Вестминстеру, к этому гиганту-собору с еще не достроенным западным порталом, к этой вытянутой в длину громаде, царившей с вершины холма над всей округой".
На престол Франции восходит Филипп Шестой, которого в народе называют "подкидыш". Так как все дети Филиппа Красивого умерли, не оставив наследников (кроме английской королевы Изабеллы), на престол пришлось взойти Филиппу Валуа. Однако английский король Эдуард III, сын Изабеллы, не согласен с таким решением, он считает, что именно ему принадлежит по праву французский престол. Так начинается Столетняя война.
Принято считать, что люди сильные духом как раз те, что умеют признать свою неправоту. Но, быть может, еще сильнее тот, кто никогда ее не признает.
Вторая часть прочитанного в июле лежит здесь.