Первое и самое главное это то, на каком принципе основаны тормоза поезда. Надо сделать так, чтобы машинист мог управлять тормозами во всём поезде, длинна которого может достигать километра. И тут сразу понятно, что самая первая система торможения, когда машинист звонит звонком и специальные люди затягивают тормоза вручную неуместен. Тормозная жидкость, как в автомобилях, тоже не подходит, так как она может вытекать при расцепке вагонов, да и слишком её много надо. Но инженеры сообразили, что для этих целей идеально подходит воздух.
Давайте рассмотрим принцип работы таких тормозов подробнее. В машинном отделении локомотива или под вагонами электрички есть компрессор, который нагнетает воздух под давлением в главные резервуары и тормозную магистраль.
В кабине машиниста есть манометры, которые показывают давление и ручки крана машиниста, их две. Первый кран машиниста - управление тормозами всего поезда, он может обычный (усл. №395), с электропневматическим торможением и электронный; также в кабине машиниста находится кран управления тормозами локомотива (вспомогательный), он используется при следовании резервом и при маневровых работах.
Под каждым вагоном из тормозного оборудования есть: воздухораспределитель, тормозные цилиндры и запасный резервуар. Рассмотрим каждый из них подробнее.
- Воздухораспределитель — это пневматический или частично пневматический аппарат, предназначенный для переключения потоков сжатого воздуха. Проще говоря этот прибор улавливает изменение давления в тормозной магистрали и даёт команду тормозить или отпускать тормоза. Также на воздухораспределителях грузового типа присутствует рычажок для смены режима: гружёный при чугунных тормозных колодках, средний при использовании колодок из композиционного материала и порожний. Также на воздухораспределителях есть клапан ручного отпуска тормозов, используемый на сортировочных горках перед роспуском, чтобы вагоны не затормозились.
- Тормозные цилиндры, как ни странно предназначены для того, чтобы тормозные колодки прижимались к колесу, к ним от воздухораспределителя по трубке под давлением поступает воздух и соответственно если давление увеличивается то колодки прижимаются, если уменьшается то отжимаются. Тормозной цилиндр на вагоне может быть один по середине вагона, либо у каждой колёсной пары. При торможении из цилиндра выходит шток и по рычажной передаче этот "выход" передаётся к колодке.
- Запасный резервуар предназначен для хранения сжатого воздуха, необходимого для торможения.