С Булатом Окуджавой я познакомилась на концертах Олега Погудина в далеком 2000 году. До этого момента я умудрилась ни разу не столкнуться с его творчеством. Олег Погудин говорил тогда, что песни Булата Шалвовича это "органичное продолжение городского романса". В принципе, я тогда с ним полностью согласилась. Но сейчас мне кажется, что это не совсем так. Все-таки романс - это прежде всего песня о любви. А Окуджава писал об экзистенциальном.
Первая кассета у меня появилась через пару лет. После отточенного погудинского исполнения мне очень захотелось прикоснуться к оригиналу. Оригинал оказался намного проще, не такой рафинированный, более душевный что ли... К одной кассете прибавилось еще две. И через некоторое время я дошла до ежедневного переслушивания хотя бы одной из трех.
Надо сказать, что я очень хорошо запоминаю рифмованный текст на слух. Иногда мне достаточно один или два раза прослушать песню или стихотворение, чтобы строчки навсегда записались где-то в глубине мозга. Причем, с прозаическим текстом не работает так. И если учить с листа - тоже не работает. Так вот, довольно быстро все три кассеты Булата Окуджавы оказались у меня внутри головы. Меня можно до сих пор ночью разбудить, спросить какую-то песню, и я расскажу ее наизусть.
Ну и, конечно, еще тогда мне захотелось вынести все это на сцену. Что, собственно, я и воплотила практически сразу. В театральной студии, где на тот момент я занималась, нас, таких вот безумных любителей Окуджавы оказалось трое, причем, один из троих - вполне себе гитарист. Мы собрали небольшую литературно-музыкальную программу из восьми песен, дополнив ее воспоминаниями самого Окуджавы, и назвали ее "Музыка души". Мне тогда название казалось безумно банальным, но оно было точным. Ведь Окуджава - это и есть музыка души прежде всего.
Мы выступали на сборном вечере в самом-самом конце. В зале - только свои, но это не было теплой аудиторией, это были в основном старшие товарищи - актеры театра, они не то чтобы сильно любили студийцев первого года набора. Вдобавок, народ уже сильно устал - мероприятие длилось несколько часов. Нас даже просили отменить номер. Но мы не поддались. И вот тут я столкнулась с тем, что в любой непонятной ситуации надо начинать петь Окуджаву. Этот материал вечен, его готовы слушать все в любом возрасте.
Вот эти самые не очень доброжелательные и уставшие зрители вдруг стали плакать на нашем номере, подпевать. А на последней песне (это был "Союз друзей", и я настаивала, что он - марш) вдруг встали, взялись за руки и начали раскачиваться. Кстати, этот эффект мы с Вячеславом часто наблюдали и на наших концертах. Незнакомые люди вдруг берутся за руки, и зал объединяется в многослойный круг сплетенных рук.
На самых разных сборных тусовках всегда можно объединить людей двумя вещами - детским репертуаром типа "Лесного оленя" или песней "Не обещайте деве юной". И вот люди уже объединяются большой группой, перестают пить и начинают петь. Это что-то очень русское, как "Черный ворон" или "Ох, мороз, мороз". И вот эти истинно русские песни написаны наполовину армянином наполовину грузином. В этом феномен Булата Окуджавы.
В репертуаре дуэта "Солнца луч" около двадцати песен этого автора. Можно вполне назвать его нашим любимым автором. Все уличные выступления мы начинаем именно с его песен. Во-первых, они не сложные - на них мы распеваемся. Во-вторых, они цепляют зрителей. Люди останавливаются, садятся на лавочки, расслабляются. И уже потом можно их нагрузить какими-нибудь сложнейшими "Всюду бегущими дорогами". Но вначале - только Окуджава. Ибо он для всех. Он - объединяющее людей начало, культурные скрепы.
Ах, ну да. Хватит читать, давайте послушаем песню. Грузинскую русскую застольную.
Полина Булычева
P.S. А вы, дорогие подписчики нашего канала, наверняка тоже тут не просто так и любите Булата Шалвовича. Расскажите нам свои истории - где и когда узнали о нем, какие у вас любимые песни. Ну и что угодно :)