Найти в Дзене
МуZей Победы

Мне хотелось пойти на расстрел не полутрупом, а бодрым бойцом. Партизан Иван Бакулин

«Когда придут наши, чему я верю беспредельно, расскажите им, что Харьковская подпольная организация…» - обрывался текст последней записке из застенок гестапо Ивана Бакулина. Во время войны он был главой Харьковского подполья. Перед оккупацией добровольно согласился на эту должность. Иван Иванович серьезно готовился к будущей работе. Он прошел подготовку по минированию у «дедушки русского спецназа» Ильи Старинова. А вечерами читал книги о партизанском движении в годы Гражданской войны. За 5 дней до захвата города Бакулин написал последнее письмо своей жене: «Любимая, милая Клава! ...Скучаю по тебе и чувствую безмерность твоего одиночества. Но Родина страдает несказанно больше, чем отдельные люди, и поэтому я стараюсь приглушить сердечную боль и волнение о тебе… Почти двадцать лет нашей совместной жизни не прошли бесследно. Хочется верить, что мы еще встретимся и еще будем жить вместе. Но если судьбе будет угодно нас разлучить навеки, сохрани, милая Клава, память обо мне, как о человеке
Оглавление

«Когда придут наши, чему я верю беспредельно, расскажите им, что Харьковская подпольная организация…» - обрывался текст последней записке из застенок гестапо Ивана Бакулина.

Главный подпольщик Харькова

Во время войны он был главой Харьковского подполья. Перед оккупацией добровольно согласился на эту должность. Иван Иванович серьезно готовился к будущей работе. Он прошел подготовку по минированию у «дедушки русского спецназа» Ильи Старинова. А вечерами читал книги о партизанском движении в годы Гражданской войны.

Довоенный Харьков
Довоенный Харьков

За 5 дней до захвата города Бакулин написал последнее письмо своей жене:

«Любимая, милая Клава! ...Скучаю по тебе и чувствую безмерность твоего одиночества. Но Родина страдает несказанно больше, чем отдельные люди, и поэтому я стараюсь приглушить сердечную боль и волнение о тебе…
-3
Почти двадцать лет нашей совместной жизни не прошли бесследно. Хочется верить, что мы еще встретимся и еще будем жить вместе. Но если судьбе будет угодно нас разлучить навеки, сохрани, милая Клава, память обо мне, как о человеке абсолютно честном к своему долгу перед Родиной, перед народом. Твой Иван».

Оккупация Харькова

24 октября 1941 город заняли немцы. Старинов придумал хитрый ход. В Харькове поставили кроме мин замедленного действия еще и мины на радиоуправлении. Немцы обезвредили обычные мины и успокоились.

Илья Григорьевич Старинов
Илья Григорьевич Старинов

Подпольщики же активировали радиомины и уничтожили главу гарнизона фон Брауна с 20 офицерами. Успешно прошел взрыв на железнодорожной станции «Новая Бавария» - тонны уничтоженных грузов, сотни убитых и раненых.

Легенда для прикрытия

Для конспирации Бакулин жил по паспорту И.И. Буркуна. Легенда была непробиваемой: Буркун был беспартийным, не служил в армии из-за болезни. С 1922 года он работал учителем математики. Вызван в Харьков, где работал в пригороде. Его школа была взорвана прямым попаданием авиабомбы. Сохранился только паспорт, трудовая и справки.

Захваченный немцами Харьков
Захваченный немцами Харьков

Под видом Буркуна глава подполья должен был жить в квартире у профессора Михайловского, заведующего кафедрой математики. До войны он руководил написанием диссертации Бакулина, которую тот не успел закончить. По легенде Бакулин оставался у него жить для дальнейшей научной работы по математики.

Немецкие солдаты в Харькове
Немецкие солдаты в Харькове

При немцах Бакулину нужно было зарегистрировать свой паспорт. Для прописки нужен был и владелец квартиры. И тут как нельзя лучше подходил Михайловский - дворянин и бывший колчаковский офицер не вызывал подозрений у врага.

Оккупированный Харьков
Оккупированный Харьков

Казалось, что все отлично продумано, Бакулин был уверен в профессоре. Но когда пришли немцы, тот резко изменился. Михайловский отказал Бакулину в регистрации, выгнал его из квартиры и не дал ни грамма заранее припасенных в его квартире продуктов. Значительное количество денег для подпольной работы предатель тоже присвоил себе. От выдачи Бакулина немцам его останавливало только то, что полученные деньги главы подполья у него бы отобрали.

Оккупированный Харьков
Оккупированный Харьков

Остальные товарищи Бакулина как бывшие коммунисты не могли зарегистрировать его. Ивану Ивановичу пришлось жить без надежных документов в условиях постоянных облав. На улицах, рынках и в домах немцы регулярно проверяли документы.

Деятельность подпольщиков

Но подпольщики продолжали свою работу. В Харькове взрывались мины – так был уничтожен крупнейший в городе мост. А всего за время оккупации Харьковские подпольщики взорвали 21 эшелон, разгромили 4 штаба, уничтожили 88 паровозов, 777 вагонов, разрушили 20 мостов, подбили и взорвали сотни машин и тракторов. Десятки тысяч вражеских солдаты были ранены или убиты.

Подразделение немецкой армии движется по улице Свердлова в оккупированном Харькове
Подразделение немецкой армии движется по улице Свердлова в оккупированном Харькове

Но и немцы не сидели сложа руки. Предатели, регулярные облавы и массовый террор приводили к потерям среди подпольщиков.

-10

В мае 1942 Бакулин наткнулся на немецкую проверку документов. Из-за отсутствия регистрации его арестовали. В тюрьме он успел написать свою последнюю записку. Ее засунули в трубочку зеленого лука и пронесли через охрану. Благодаря ей стали известны имена подпольщиков, погибших в тюрьме, вот ее фрагмент:

«В ближайшие дни будут, наверное, расстреляны и остальные, среди них и я. Сижу я в гестаповской тюрьме на Совнаркомовской улице; есть нам ничего не дают кроме водянистой баланды (пол половника в сутки), выживают те, кому носят передачу, остальные истощены до предела».
Иван Иванович Бакулин
Иван Иванович Бакулин

Бакулин на допросах ничего не рассказал, немцы так и не узнали, кем на самом деле был указанный в паспорте Буркун. От тяжелейших условий в застенках гестапо Иван Иванович Бакулин умер 24 сентября 1942 года. Он посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

«Новый порядок в Харьков пришёл -
Слежки, аресты, облавы.
Только, как эхо непрошеных зол,
Шли под откос составы,
В воздух весенний взлетали мосты,
Биржи пылали и склады.
Но стервенели паучьи кресты –
Волчье фашистское стадо»

Ольга Алиева, поэма «Долг»

-12

Больше о партизанах и подпольщиках вы узнаете в разделе «Сопротивление» экспозиции «Подвиг Народа».

Экспозиция «Подвиг Народа»

#МузейПобеды #НашВыборПобеда #ПодвигНарода #ИванБакулин