Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

БРИКС может расшириться? Несколько стран подали заявки на вступление после саммита в Пекине

В конце июня этого года, практически сразу же после окончания онлайн-саммита БРИКС в Пекине, выразили желание вступить в организацию Аргентина и Иран. Но это не предел: президент международного форума этой организации Пурнима Ананд в интервью российским «Известиям» заявила, что заявки на вступление готовы подать Саудовская Аравия, Египет и Турция. Ничего удивительного в этом нет, потому что эти государства рассматривают возможность своего присоединения уже на протяжении нескольких лет.

Особенно серьезно настроена Саудовская Аравия, поднявшая этот вопрос во время прошедшего 1-2 июля визита в Эль-Рияд министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Решение об удвоении количества государств-членов организации могут обсудить на пятнадцатом по счету саммите, который должен состояться в следующем году в ЮАР.

президент международного форума БРИКС Пурнима Ананд
президент международного форума БРИКС Пурнима Ананд

Отметив в своем интервью реальное проявление силы БРИКС, Пурнима Ананд также заявила: «Я надеюсь, что вступление стран в БРИКС произойдет очень быстро, потому что сейчас все представители ядра объединения заинтересованы в расширении. Так что это будет очень скоро. И есть шанс, что объединение сможет работать для создания нового мирового порядка: увеличить обмен ресурсами, разработать авиационные, торговые и финансовые маршруты для новых мировых реалий».

Саммит в Пекине можно назвать саммитом БРИКС+, причем этот «плюс» почти в три раза превзошел количество самих членов объединения, достигнув тринадцати государств, лидеров которых пригласил хозяин форума Си Цзиньпин, отметивший в своем приветственном слове возможность присоединения к «пятерке» новых партнеров: «Естественно, что новые члены вдохнут свежую кровь в сотрудничество БРИКС, это повысит его представленность и авторитет».

Что даст вступление в объединение новым членам?

Президент Ирана Ибрахим Раиси
Президент Ирана Ибрахим Раиси

Президент Ирана Ибрахим Раиси уверен, что членство в БРИКС принесет его стране и самому объединению «дополнительные преимущества», имея в виду тесную кооперацию Ирана с государствами «пятерки» на фоне неясных перспектив на переговорах по «ядерной сделке», от успеха которых зависит снятие санкций, наложенных на Тегеран из-за его ядерной программы. По этой причине Исламская Республика давно стремится в любые организации, где есть хотя бы намек на их «антизападную ориентацию». Поэтому, официальный Тегеран неоднократно проявлял заинтересованность как к БРИКС, так и к ШОС.

Членство в БРИКС позволит Ирану в нынешней международной ситуации развивать экономические отношения с членами союза до уровня стратегического сотрудничества.

Иран, таким образом, еще больше откроется миру, невзирая на статус, навешенный этой стране Западом. Хоть Иран и возвращается из международной изоляции благодаря активизации «ядерной сделки», но руководство Исламской Республики понимает, что Запад не очень надежен, а БРИКС — фактически идеальная альтернатива, способная при определенных условиях стать одним из центров формирующегося многополярного мира, где Иран будет не изгоем, а полноправным участником с правом голоса, который будет услышан.

Президент Аргентины Альберто Фернандес
Президент Аргентины Альберто Фернандес

Президент Аргентины Альберто Фернандес так прокомментировал заявку своей страны на вступление в БРИКС: «Мы стремимся стать полноправными членами этой группы стран. Мы — безопасный и ответственный поставщик продуктов питания и признанный игрок в области биотехнологий и прикладной логистики». Также со своим присоединением Аргентина сможет повысить свой авторитет в Латинской Америке, прежде всего за счет имеющего перспективу к расширению экономического партнерства с Россией, Китаем, Индией и ЮАР, — главными игроками в Евразии и Африке. Это позволит Аргентине постепенно уйти от статуса «заднего двора США», примкнув к альянсу, в котором господствуют доверие и равноправие, и где никто никого не контролирует. Со своей стороны Аргентина будет способствовать усилению позиций БРИКС в Латинской Америке, благодаря чему влияние США будет уменьшаться. Находясь в состоянии перманентного экономического кризиса, Аргентина нуждается в инвестициях и новой модели экономики, что осуществимо только посредством ухода от «опеки» со стороны США.

Египет, Турция и Саудовская Аравия, претендующие на роль лидеров в своем регионе, стремятся получить от БРИКС экономическую и политическую поддержку, а также заявить о том статусе, на который претендуют.

Саудовская Аравия может стать единоличным лидером в арабском мире только в том случае, если уйдет от чисто сырьевой экономики, поэтому развитие высокотехнологичных отраслей видит на данный момент в союзе с Россией, Индией и Китаем.

«Союз нефти и технологий» способен постепенно превратить БРИКС в центр влияния, создающий конкуренцию G7.

К тому же, Турция и Саудовская Аравия входят в G20, а став партнером России по БРИКС, последняя получит еще большую поддержку и укрепит свой авторитет среди арабских государств.

Турция, вступив в БРИКС, в большей мере сможет реализовать свой внешнеполитический потенциал в части влияния в тюркском мире и усилить свои позиции в Средиземноморье. Являясь довольно развитой в экономическом и военном плане (вторая по численности армия НАТО), Турция недооценена: ее которое десятилетие не пускают в Евросоюз и держат на третьестепенных ролях в НАТО. Площадка БРИКС не предусматривает никаких ограничений для реализации потенциала своих членов. Поэтому, Турция и заинтересовалась БРИКС.

Десять лет назад о своем намерении вступить в БРИКС заявляла Индонезия. Сейчас это стало наиболее вероятным, потому что это государство, согласно оценкам экспертов, достигло параметров развития уровня стран БРИКС. Как известно, Индонезия занимает четвертое место в мире по численности населения, играет заметную роль в Организации исламского сотрудничества, и ее присоединение к «пятерке» будет способствовать расширению влияния в Юго-Восточной Азии и в исламском мире в целом.

31 июля президент Алжира Абдельмаджид Теббун в интервью местным журналистам сделал заявление, что его страна также заинтересована во вступлении в БРИКС и соответствует критериям альянса: «У Алжира есть почти все условия для вступления в БРИКС и мы сильно заинтересованы в присоединении к этому альянсу. Членство Алжира в этой организации убережет нашу страну от конфликтов полюсов».

президент Алжира Абдельмаджид Теббун
президент Алжира Абдельмаджид Теббун

Заявление президента Алжира заставит понервничать европейских политиков, потому что это североафриканское государство является третьим по объемам поставщиком газа в ЕС, и европейцы связывали с ним надежды на частичное замещение импорта энергоресурсов из России. Недаром с конца февраля текущего года Алжир посетили теперь уже исполняющий обязанности министра иностранных дел Италии Луиджи Ди Майо, заместитель госсекретаря США Венди Шерман, а чуть позже и собственной персоной ее шеф Энтони Блинкен, министр иностранных дел Франции Жан Ив Ле Дриан, безрезультатно стремясь добиться значительного увеличения добычи голубого топлива и его поставок в ЕС. Руководство Алжира гарантировало только существующий объем поставок, а транспортировку газа по остановленному газопроводу Магриб — Европа возобновлять отказалось в связи с обострением конфликта с Марокко, связанного с Западной Сахарой.

На этом фоне присоединение Алжира к БРИКС не придает оптимизма властям европейских государств, а самому североафриканскому государству даст дополнительные возможности в технологической и торговой сферах.

Стремление новых государств присоединиться к альянсу закономерен, потому что потенциал самой БРИКС достаточно серьезный: уже в своем нынешнем виде на нее приходится немногим менее половины населения мира и почти четверть мирового ВВП.

Государства, которые могут стать потенциальными новыми членами БРИКС, получат возможность опереться на авторитет, помощь и потенциал своих партнеров. А это в нынешнем мире немало.

Немаловажным фактором привлекательности БРИКС является также невмешательство руководящих органов организации в независимость внешней политики ее членов, которая проводится сообразно их национальным интересам. Последнее особенно важно для государств, имевших колониальное прошлое. Вместе со своим расширением БРИКС станет играть более весомую роль на международной арене, что позволит ей стать в обозримой перспективе наиболее влиятельной международной организацией, которая потеснит G7.

Автор: Александр Черный