Найти в Дзене
Журнал не о платьях

"На­до мной из­де­ва­лись 18-летние сер­жан­ты, и ни­ка­кая фа­ми­лия и по­пу­ляр­ность мне не по­мог­ли". Дмитрий Харатьян

В фильме *Зеленый фургон*, 1983
В фильме *Зеленый фургон*, 1983

Окончание. Начало ТУТ

Вам при­хо­ди­лось ко­ры­сти ра­ди поль­зо­вать­ся сво­им име­нем?

Нет, на­вер­ное. Я да­же в ар­мию по­шел, бу­ду­чи из­ве­ст­ным ар­ти­стом, и про­слу­жил пол­то­ра го­да, ко­то­рые вспо­ми­наю с ужа­сом. На­до мной из­де­ва­лись 18-лет­ние сер­жан­ты, а мне то­г­да бы­ло уже 24 го­да. И ни­ка­кая фа­ми­лия и по­пу­ляр­ность мне не по­мог­ли, а ведь ме­ня то­г­да на об­лож­ках пе­ча­та­ли. Мне стыд­но бы­ло при­ки­ды­вать­ся боль­ным или пи­сать­ся по но­чам, что­бы ме­ня ко­мис­со­ва­ли. А этим сер­жан­там бы­ло в кайф уни­зить из­ве­ст­но­го ак­те­ра, что­бы по­том, уво­лив­шись в за­пас, хва­стать­ся сво­им друзь­ям, что «стро­и­ли» са­мо­го Ди­му Ха­рать­я­на.

А по­с­ле ар­мии?

Ред­ко, раз­ве что по ме­ло­чам. Но я не аг­рес­сив­но и не огол­те­ло это де­лал. Я не при­хо­дил и не сту­чал ку­ла­ком в грудь, го­во­ря при этом: «А вы “Гар­де­ма­ри­нов” смо­т­ре­ли? Это я». Мне про­ще ид­ти про­сить для ко­го-то, не­же­ли для се­бя. Все за­ви­сит от це­ли, ко­то­рой хо­чешь до­бить­ся. Ес­ли не сво­ей ко­ры­сти ра­ди, то не­за­зор­но и име­нем по­бра­ви­ро­вать. В этой свя­зи я все­гда вспо­ми­наю Ев­ге­ния Ле­о­но­ва, ко­то­рый хо­дил по ка­би­не­там с прось­бой по­ста­вить те­ле­фон сво­ему кол­ле­ге. За­хо­дил в ка­би­нет те­ле­фон­но­го чи­нов­ни­ка и па­дал ему в но­ги: «Отец род­ной, толь­ко ты мо­жешь по­мочь». Сра­ба­ты­ва­ло! По­нят­ное де­ло, что он иг­рал, но на­чаль­ст­во-то при­ни­ма­ло все за чи­с­тую мо­не­ту.

Ва­ши дру­зья ко­г­да-ли­бо от­во­ра­чи­ва­лись от вас?

У ме­ня нет та­ких дру­зей, ко­то­рые от­во­ра­чи­ва­лись от ме­ня. В жиз­ни мне встре­ча­лись лю­ди, ко­то­рые под­ста­в­ля­ли, пре­да­ва­ли и об­ма­ны­ва­ли, но их я не мо­гу на­звать друзь­я­ми. Это псев­до­дру­зья.

Вам ча­с­то при­хо­ди­лось ста­но­вить­ся жер­т­вой скан­да­лов и спле­тен в жел­той прес­се?

По­сто­ян­но. Но это не­из­бе­ж­ный ат­ри­бут ак­тер­ской или лю­бой дру­гой пуб­ли­ч­ной про­фес­сии.

Не ре­зуль­тат ли это ва­ше­го пе­ри­о­ди­че­с­ко­го ис­чез­но­ве­ния из по­ля зре­ния СМИ?

Воз­мо­ж­но, но по­сто­ян­но на­хо­дить­ся под со­фи­та­ми, по­верь­те, не­при­ят­но. Я ни­ко­г­да не пря­чусь от прес­сы, но ва­ж­но, что­бы об­ще­ние с ней про­хо­ди­ло бы в кон­тек­сте че­го-то, а не пи­а­ра ра­ди. Со­г­ла­си­тесь, что раз­го­вор со мной о смы­с­ле жиз­ни или мо­ем от­но­ше­нии к ми­ро­зда­нию ма­ло ко­го мо­жет за­ин­те­ре­со­вать. Ну­ж­но об­щать­ся с прес­сой до­зи­ро­ва­но.

Че­го бы еще вам хо­те­лось до­с­тичь?

От­но­ше­ние с го­да­ми к жиз­ни ме­ня­ет­ся. Оно ста­но­вит­ся креп­ким и от­вет­ст­вен­ным. Ты на­чи­на­ешь по­ни­мать, для че­го ты жи­вешь. Я по­нял, что сей­час я жи­ву для сво­их де­тей. Я по­ни­маю, что от ме­ня за­ви­сит, кем и ка­ки­ми они ста­нут. Это для ме­ня сти­мул, что­бы ра­бо­тать и не ос­та­на­в­ли­вать­ся на до­с­тиг­ну­том. Мне ва­ж­но здо­ро­вье и бла­го­по­лу­чие мо­ей се­мьи и бли­з­ких. По­то­му что с го­да­ми при­об­ре­та­ешь горь­кий опыт по­терь и по­ни­ма­ешь, что это не­от­вра­ти­мо. А ак­тер­ские ам­би­ции у ме­ня уме­рен­ные, я не ста­в­лю пе­ред со­бой вы­со­ких це­лей. На­при­мер, сы­г­рать роль ми­ро­во­го клас­си­че­с­ко­го ре­пер­ту­а­ра. Я до­воль­ст­ву­юсь тем, что имею и что пре­под­но­сит мне судь­ба. И во­об­ще я жи­ву по прин­ци­пу не­пред­ска­зу­е­мо­сти, не­ожи­дан­но­сти.

С го­да­ми у вас из­ме­ни­лось по­ня­тие сча­стья?

Как чего-то це­ло­ст­но­го -- нет, оно про­с­то на­по­л­ни­лось не­сколь­ко иным со­дер­жа­ни­ем. Для ме­ня се­го­д­ня пер­ви­ч­на моя се­мья и бли­з­кие лю­ди, а уже по­том карь­е­ра и ус­пех. В ка­кой-то мо­мент жиз­ни пе­ред муж­чи­ной вста­ет впол­не ре­зон­ный во­п­рос: а для че­го все твои уси­лия? Не для се­бя лишь толь­ко, а для ко­го-то. Я ра­бо­таю и жи­ву для се­мьи.

Го­во­рят, у вас не­про­стой ха­ра­к­тер и с ва­ми сло­ж­но ужить­ся. Это не ме­ша­ет в от­но­ше­ни­ях с ок­ру­жа­ю­щи­ми?

Тя­же­ло ли, лег­ко ли, но мы жи­вем с же­ной Ма­ри­ной уже 32 года, на­ше­му сы­ну Ива­ну 25 лет. Жизнь -- она ведь раз­ная. Не бы­ва­ют толь­ко бла­го­сти. А у ко­го, про­сти­те, лег­кий ха­ра­к­тер? Да, у ме­ня не­про­стой ха­ра­к­тер. Это из­дер­ж­ки про­фес­сии и пре­сло­ву­той по­пу­ляр­но­сти, ко­то­рые, бе­з­у­с­лов­но, от­ло­жи­ли оп­ре­де­лен­ный от­пе­ча­ток на мою био­гра­фию, в том чи­с­ле и на ха­ра­к­тер.

Что бы вы по­со­ве­то­ва­ли тем, кто ока­зал­ся в той безд­не, где при­шлось по­бы­вать и вам, что­бы вы­брать­ся от­ту­да по­бы­ст­рей?

Ну­ж­на твер­дая ве­ра. Я по­нял, что толь­ко она мо­жет спа­сти те­бя и твою ду­шу. Ве­ра не толь­ко в Бо­га, но и ве­ра в жизнь. Ведь Бог есть жизнь. А еще в тя­же­лые жиз­нен­ные мо­мен­ты не­об­хо­ди­мо про­с­то пе­ре­клю­чить­ся на ка­кое-то де­ло. Ну­ж­но из­ме­нить по­ло­же­ние, ну­ж­но раз­ру­шить де­п­рес­сию, ко­то­рая мо­жет до­ве­сти че­ло­ве­ка до край­но­сти, вверг­нуть в экс­тре­маль­ную си­ту­а­цию. По­ми­мо внеш­ней по­мо­щи (род­ст­вен­ни­ки, дру­зья, де­ти и вра­чи) ну­ж­но са­мо­му по­мо­гать се­бе.

Вы все­гда до кон­ца и уме­ло поль­зо­ва­лись тем, что шло вам в ру­ки?

Ду­маю, что нет. В вы­бо­ре про­фес­сии тот шанс, что да­ла мне судь­ба, я ис­поль­зо­вал уме­ло. Пер­вая роль в ки­но не ста­ла по­с­лед­ней. Это был вы­бор пу­ти. На пер­вый взгляд, это слу­чай­ность: школь­ник из Кра­с­но­гор­ска при­шел на «Мос­фильм» с ги­та­рой и че­рез ме­сяц стал из­ве­с­тен всей стра­не.

Вы со­г­ла­с­ны с тем, что лю­ди твор­че­с­кие оди­но­ки в ду­ше?

Бе­з­у­с­лов­но. Ка­ж­дый ху­до­ж­ник по су­ти оди­нок в ду­ше. Это дру­гая суб­стан­ция, дру­гое по­ня­тие. Он мо­жет быть пре­кра­с­ным семь­я­ни­ном, у не­го мо­гут быть де­ти, вну­ки, но вну­т­рен­нее оди­но­че­ст­во не­из­бе­ж­но.

Вам при­хо­ди­лось в жиз­ни пе­ре­сту­пать че­рез гор­ды­ню и ид­ти на сго­вор с со­ве­стью?

Ак­тер­ская про­фес­сия по­сто­ян­но про­во­ци­ру­ет на ис­пы­та­ние гор­ды­ней. Это тя­же­лое ис­пы­та­ние. Но я, сла­ва бо­гу, уме­ло варь­и­ро­вал этим по­ня­ти­ем.

В ва­шей се­мье сто­ял во­п­рос о сме­не же­ной фа­ми­лии Май­ко на Ха­рать­ян?

Ни­ко­г­да. Раз­ве что ко­г­да Ма­ри­не на­до ре­шать бы­то­вые про­б­ле­мы, она на­зы­ва­ет се­бя Ма­ри­ной Ха­рать­ян. Толь­ко так она поль­зу­ет­ся за­ра­бо­тан­ным мною за дол­гие го­ды в ки­но и те­а­т­ре име­нем.

По­че­му вы не пе­ре­ез­жа­е­те в Мо­с­к­ву?

Ме­ня не тя­нет в Мо­с­к­ву, и я чув­ст­вую се­бя пре­кра­с­но в род­ном Кра­с­но­гор­ске, где я ро­дил­ся и жи­ву по сей день.

Не­у­же­ли вы, ак­тер с та­ки­ми на­шу­мев­ши­ми по­пу­ляр­ны­ми ро­ля­ми, до сих пор не мог­ли по­з­во­лить се­бе при­об­ре­сти «до­мик в де­рев­не»?

Пред­ставь­те се­бе, нет. Ведь ро­ли рань­ше не при­но­си­ли де­нег. Это сей­час ста­ли бо­лее-ме­нее оп­ла­чи­вать ак­тер­ский труд. Да я и не об­ла­даю да­ром на­ко­пи­тель­ст­ва и не умею пра­виль­но об­ра­щать­ся с день­га­ми. Очень на­де­юсь, что ско­ро моя меч­та о до­ме сбу­дет­ся и свою ста­рость я про­ве­ду в ок­ру­же­нии мно­же­ст­ва де­тей и вну­ков в до­ми­ке на бе­ре­гу ди­ко­го ле­с­но­го озе­ра, где бу­ду на­сла­ж­дать­ся под­мо­с­ков­ны­ми ве­че­ра­ми. И что­бы не­пре­мен­но ря­дом бы­ли ро­дные и все мои до­маш­ние жи­вот­ные. Се­го­д­ня я чув­ст­вую се­бя го­ра­з­до ком­форт­нее, чем на пи­ке сла­вы, и по сво­ему фи­зи­че­с­ко­му со­сто­я­нию мог бы ра­бо­тать боль­ше. Я в ста­дии со­зи­да­тель­но­го на­ко­п­ле­ния, а это дол­ж­но во что-то вы­лить­ся. Вро­де сы­на вырастил, дом по­стро­ил, дол­ж­но быть что-то еще. По­до­ж­дем!

Ва­ша су­п­ру­га по­де­ли­лась со мной сво­ей меч­той – ро­дить вто­ро­го ре­бен­ка. Вы раз­де­ля­е­те ее же­ла­ние?

Еще бы! Я дав­но меч­таю иметь еще од­ну дочь.

Понравилось? Подпишись на наш канал и читай:

"Папа не мог понять, как ему жить без Неё". Ирина Вирганская-Горбачёва

Беседовал Ра­ма­зан Ра­ма­за­нов, Москва

(с) "Лилит"