Всё написанное ниже является и личным мнением автора и может не совпадать с мнением читателя.
Действительно, наш миномет имеет самое непосредственное отношение к Русско-Японской войне а вот является ли его изобретателем Леонид Николаевич Гобято - это сомнительно.
Из статьи в статью курсирует тема что миномет так называется из-за того, что Гобято якобы приспособил шестовые мины для стрельбы из укороченной 47мм пушки.
Это "так да не так"...
В когда при обороне Порт-Артура наметилась нехватка мощного артиллерийского средства для стрельбы на короткие дистанции Леонид Николаевич вспомнил о лежащих мертвым грузом на морских складах устаревших мин Джона Эриксона и метательных аппаратов к ним...
Что за мины Эриксона?
Вот какие: (далее фрагмент из статьи https://my.mail.ru/community/blog_dima-alekseev1/49BF65126C340280.html)
Еще в 1854 г. американский изобретатель шведского происхождения Джон Эриксон (John Ericsson; 1803–1889) предложил французскому правительству проект «продолговатой бомбы с разрывным зарядом, воспламеняющимся при ударе в подводную часть неприятельского судна».
Способ ее применения «состоял в устройстве в подводной части судна длинного и узкого цилиндра, снабженного запирающими клапанами в обоих концах. Для заряжания этого цилиндра следовало закрыть внутренний клапан и открыть наружный. Движение снаряду сообщалось с помощью штока и парового цилиндра».
Комиссия морского министерства рассмотрела проект и пришла к выводу, что «употребление этого оружия оказалось бы без сомнения крайне полезным, но только на весьма близких расстояниях». Она также рекомендовала заменить пар сжатым воздухом.
Вообще говоря, идея артиллерийского орудия, в котором для выбрасывания снарядов из ствола вместо пороховых газов используется энергия сжатого воздуха, в XIX веке казалась очень заманчивой. Ведь замена пороха воздухом значительно повышала безопасность корабля от пожаров и взрывов. Кроме того, она устраняла необходимость специальных помещений для хранения пороховых зарядов.
Эта идея обрела материальную основу благодаря двум изобретениям.
Во-первых, в 1859 г. французский инженер Соммелье создал воздушный компрессор высокого давления. Во-вторых, в 1867 г. швед Альфред Нобель изобрел динамит, превосходящий по своей разрушительной силе все известные до того взрывчатые вещества. Однако динамит отличался большой чувствительностью к внешнему воздействию, что не позволяло использовать его в обычных артиллерийских снарядах, так как перегрузки, возникающие в момент залпа, вели к детонации взрывчатки.
В 70-е годы Эриксон создал несколько модификаций метательных мин. Внешне такая мина походила на торпеду, но внутри ее отсутствовала силовая установка. Мину выстреливали из тонкостенной пушки сжатым воздухом, либо небольшим пороховым зарядом. Пушка существовала в двух вариантах: для надводного применения и подводного.
В 70-90-е гг. XIX века метательные мины Эриксона считали сравнимыми по их боевым возможностям с торпедами Уайтхеда, Хоуэлла и другими. Такими минами вооружали минные катера и миноноски многих флотов мира (например, их получили 105 миноносок русского флота, построенные в 1877-79 гг.).
В русском флоте метательная мина применялась с паровых минных катеров, миноносок. Взрывалась при ударе о цель.
Предназначалась для поражения подводной части корабля противника.
Вес мины в сборе – 67 кг. Вес заряда – 29 кг. пироксилина.
Дальность стрельбы – 46/60 м. Длина – 2340 мм. Наибольший диаметр – 252 мм.
Мина имеет сигарообразную форму.
Состоит из четырех основных частей – ударника, зарядного отделения, кормового отделения и хвостовой части.Зарядное и кормовое отделения изготовлены из стали. Хвостовая часть отлита из меди. К ней припаяны вертикальные и горизонтальные перья, на которые установлены рули глубины, предназначенные для регулирования движения мины в воде. В носовую часть зарядного отделения вставляется зарядный стакан и ввинчивается ударник.
Мина принадлежала к типу инертных, не имеющих собственного двигателя. При выстреле из специального аппарата, под большим давлением, возникающим при сгорании заряда, двигалась к цели, вначале в воздухе, затем в воде, заглублялась на 2,4 – 4,5 м. Имея положительную плавучесть, мина всплывала, приближаясь к подводной части корабля противника, и при ударе о корпус взрывалась.
Для стрельбы метательной миной применялся метательный минный аппарат.
Устанавливался на малых надводных кораблях и судах.
Предназначался для стрельбы метательными минами по вражеским кораблям.
Вес заряда для выстреливания метательной мины – 315 гр. пороха.
Вес аппарата с платформой – 250 кг. Без платформы – 148 кг. Длинна трубы аппарата – 2655 мм.
Труба аппарата закрывается задней крышкой.
Аппарат имеет механизм горизонтального наведения. Заряд для выстреливания метательной мины состоял из семи пороховых шашек весом около 45 гр. каждая, которые связывались между собой по три в два ряда, седьмая шашка привязывалась сверху в центре и к ней крепился запал.
Подобные аппараты применялись в период Русско-Японской войны 1904-1905 гг. во время обороны Порт-Артура для стрельбы по наземным целям. Дальность стрельбы достигала 100 м (по другим источникам до 200 м).
Так что «миномет» - это действительно «метатель мин», но только морских... и термин потом уже перешел в Первую Мировую на мортиры Стокса-Бранта.
И заслуга Гобято не в том, что он де «изобрел» миномет, а в том что он приспособил сугубо морское оружие для использования на суше.
А про шестовые мины — это выдумка. Действительно, Гобято создал на базе небогатого производства Порт-Артура неплохой по тем временам БОМБОМЕТ, выстрелы к которому могли изготавливаться из жести, дерева и такой-то матери в любом сарае...