Найти тему
Олег Еверзов

Место, где императора Николая II встречали хлебом-солью и потчевали вишней. Здание вокзала железнодорожной станции "Гороховец"

Недавно я показал вам более чем 100-летний железнодорожный вокзал, расположенный в городе Арзамас.

Теперь настало время посетить ещё один старый остановочный пункт, расположенный в деревне Великово рядом с Гороховцом (Владимирская область).

Чем приятно путешествовать по России, далёкой от Петербурга и Москвы, так это тем, что в таких местах часто сохраняются старые железнодорожные постройки, которые в крупных городах РЖД сносит ради современного благоустройства в целях расширениях площади помещений. В малых населённых пунктах такие здания чаще всего сохраняются, их даже приводят в порядок.

-2

Железнодорожным вокзалом "Гороховец" я воспользовался для того, чтобы посетить одноимённый населённый пункт. Изначально я думал, что станция находится в пешей доступности от города, но заранее не изучив обстановку... сильно ошибся...

-3

В связи с чем, будучи в электричке, решил, что придётся ехать на такси, если оно здесь ходит. Либо же мы пойдём пешком, потеряв пару часов. Тем не менее, по прибытии у станции я увидел маленькую маршрутку (человек на 25). Оказалось, что она идёт в "Гороховец". Желающих было не так много и все пассажиры уместились.

-4

Маршрутка ходит по расписанию. Поэтому, когда будете выбирать на какое время ехать на электричке из Нижнего Новгорода, ориентируйтесь и на её график движения. Имейте ввиду, что может придётся стоять. В пути минут 15-20.

-5

Теперь вернёмся с вами к зданию железнодорожного вокзала, ради которого я и решил написать эту заметку, собственно.

О том, что здание является памятником архитектуры, говорит информационный стенд, установленный во дворе.

-6

Из него я узнал следующее.

В 1847 году императорским указом было одобрено строительство железной дороги от Москвы до Нижнего Новгорода. Открытие движения на всём протяжении дороги состоялось 1 августа 1862 года, но ещё в течение 2-3 лет продолжались работы по укреплению насыпей, усилению искусственных сооружений, развитию станций.

-7

Линия железной дороги прошла в 8 верстах от города Гороховца.

-8

В уезде изначально находилось всего 2 станции: "Гороховец" и "Ильина Гора". Станция "Гороховец" считалась одним из пяти крупнейших вокзалов на этой линии.

В вокзальный комплекс входят следующий постройки:

  • здание вокзала;
  • депо с ремонтными мастерскими;
  • водонапорная башня с водокачкой (не сохранилась);
  • багажный сарай;
  • служебная постройка;
  • часовня.
-9

Железнодорожный вокзал Гороховца - один из старейших в России. Это типовой архитектурный ансамбль с двумя посадочными платформами. Здание построено по образцу вокзала во Владимире (там на вокзале я не был), но отличается отсутствием боковых флигелей. В его архитектуре сильны традиции позднего классицизма. Здание вокзала сохранило свой первоначальный вид.

-10

В 1896 году станцию посетил император Николай II, следуя из Нижнего Новгорода с Всероссийской выставки. Городскому голове А.М. Кобякову в качестве представителя города выпала честь поднести хлеб-соль и гороховецкую вишню императору и императрице. В память об этом событии в 1904 году на средства купцов Ф.М. Яковлева и М.Е. Николаева, а также городского управления и уездного земства, рядом с вокзалом была построена часовня.

-11

Заглянем внутрь вокзала. Помимо объёма здесь можно оценить чугунные опоры. Сейчас они покрашены. Плитка, я думаю, современная.

-12

Такой же зал в другом крыле, но без мебели.

-13

Выйдем на свежий воздух. Это здание ремонтного депо. Его функцию легко определить по большой двери справа, куда заходили паровозы.

-14

А это багажный сарай с датой постройки - "1909 год".

-15

Служебная постройка.

-16

Такая вот симпатичная старинная инфраструктура сохранилась на железнодорожной станции "Гороховец". И, более того, находится в отличном состоянии!

Небольшой итог-рассуждение

Точной даты строительства вокзала я нигде не нашёл.

Такая информация не указана даже на информационном туристическим стенде (что является важным упущением). Видимо, здание вокзала начало строиться в 1860-х годах. Как раз в то время строился и типовой (похожий на Гороховецкий) вокзал на станции Владимир.

Вокзал во Владимире начали строить в воскресенье, 29 мая 1860 года. Связано строительство было с началом железнодорожного сообщения между Москвой и Нижним Новгородом.

Туриста в заблуждение может вводить дата, расположенная на багажном сарае Гороховецкого вокзала "1909" - видимо, в том году достроили именно его. Ведь император посещал вокзал, как я писал выше, гораздо раньше - в 1896 году.

-17

Если есть что добавить на эту тему, пишите. Будет интересно узнать!

Кстати, за зданием находится воинский мемориал.

-18

Дементьев Юрий Александрович - Герой Советского Союза. Подробнее о нём я напишу в заметке про памятники Гороховца.

-19

Адрес: д. Великово (Гороховецкий район, Владимирская область)

Координаты: 56.159050, 42.814398

Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки и пишите о том, про что хотели бы почитать ещё! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!

На развитие краеведческого проекта.

Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!