Чуть больше 100 лет назад, в 1913 году, было совершено последнее крупное географическое открытие на нашей планете. В ходе экспедиции в Северном Ледовитом океане был открыт архипелаг Северная земля.
Свою роль в этом событии сыграли и рабочие Невской заставы, построившие в 1909 году на Невском судостроительном и механическом заводе два ледокола «Таймыр» и «Вайгач».
Эти корабли отличались не только необходимыми для ледокола характеристиками (могли ломать лёд до 60 см), но и высоким уровнем комфорта для экипажа. Будущие командиры кораблей, среди которых был А. В. Колчак, ещё на этапе сборки просили, чтобы жилые и некоторые служебные помещения получили теплоизоляционное покрытие.
К тому же, помещения офицеров и команды находились под верхней палубой, что позволило членам экипажа меньше находиться на открытом воздухе при перемещении по кораблю.
Судовой врач ледокола «Вайгач» Э. Е. Арнгольд с восхищением отмечал комфортные условия, созданные на корабле:
«Отопление паровое, причём в каютах устроены отдельные грелки, которые могут быть регулированы и при желании вообще выделяться из общей сети. Кроме того, имеется ещё камельковое отопление для топки дровами или углём. Освещение электрическое от двух динамо-машин, работающих одна паром, а другая от нефтяного двигателя. В случае зимовки для экономии топлива был запас свечей и ламп с особыми горелками…»
Как мы видим, корабли отлично подготовили к предстоящей экспедиции. Это были первые арктические суда, оборудованные радиостанциями с дальностью сигнала 150–250 километров.
Но и задача для команды и кораблей предстояла незаурядная. Необходимо было совершить переход из Владивостока в Архангельск, то есть впервые в истории пройти Северный морской путь с востока на запад.
Такая цель для экспедиции была выбрана неслучайно. Незадолго до этого Россия потерпела поражение в войне с Японией. Тогда, после серьёзных потерь, понесённых Тихоокеанским флотом, была отправлена на Дальний Восток эскадра кораблей из Балтийского моря. Она проделала огромный путь, огибая Африку. Это было радикальное решение, продиктованное военной обстановкой. Вскоре возникло понимание о необходимости прокладки более короткого маршрута через Северный ледовитый океан.
После подписания мира перед военными моряками поставили задачу наладить постоянное грузовое сообщение между Архангельском и Владивостоком через Северный морской путь. Для этого готовилась экспедиция и строились современные ледоколы.
Осенью 1909 года ледоколы начали свой долгий путь из Санкт-Петербурга во Владивосток. Они частично повторили путь русской военной эскадры, но вместо увлекательного путешествия вдоль Африки корабли воспользовались Суэцким каналом и срезали путь.
По прибытии во Владивосток команды кораблей начали проводить исследования, на несколько месяцев уходя в море: они изучали течения, колебание уровня моря, даже собирали зоологическую коллекцию.
«Вайгач» искал наиболее опасные участки плавания, где часто встречаются отмели и ледовые ловушки, ходил вдоль береговой черты Восточно-Сибирского моря и моря Лаптевых.
Постепенно ледоколы продвигались всё дальше и дальше на запад, но происходило это достаточно медленно. В марте 1913 года доктор Э. Е. Арнгольд писал своему бывшему командиру А. В. Колчаку следующее:
«В экспедиции у нас мрачно. В прошлом году, не дойдя 160 миль (257 км) до мыса Челюскина, повернули обратно. У Сергеева панический страх перед зимовкой, и это главным образом вредит делу...»
Но волею судьбы командование экспедицией сменилось. В июле на борту «Вайгача» у начальника экспедиции И. С. Сергеева случился инсульт, и он передал управление командиру «Таймыра» капитану 2-го ранга Б. А. Вилькицкому.
Этот офицер был значительно моложе и не побоялся использовать два судна по отдельности, что позволило расширить зону исследований.
Результатом рискованного подхода стало открытие новой земли. Её обнаружили почти одновременно с обоих ледоколов. Сохранились записки вахтенных журналов.
«Таймыр»:
«5 часов 20 минут <...> открыли землю на северо-западе. Подпись: мичман Гейнинген-Гюне».
«Вайгач»:
«Идём в кильватер транспорту “Таймыр” между льдинами в полыньях переменными курсами, близкими к западу и юго-западу. <...> 3 часа 55 мин открылся в северо-западном направлении берег, высокий и обрывистый. Подпись: лейтенант Евгенов».
Так 3 сентября 1913 года был открыт новый архипелаг. Б. А. Вилькицкий объявил о присоединении земли к владениям России, поздравил моряков с открытием и под радостные возгласы на мачте был поднят государственный флаг.
Сегодня архипелаг носит название Северная земля, однако поначалу он именовался иначе. После ознакомления с докладом об этом открытии император Николай II утвердил название «Земля Императора Николая II», а небольшой остров к юго-востоку от неё стал «Островом Цесаревича Алексея». Об участниках экспедиции также не забыли: их имена дали ряду небольших островов.
В тот год достичь Архангельска не удалось и корабли вернулись во Владивосток. Только в начале июля 1914 года «Таймыр» и «Вайгач» вновь покинули бухту Золотой Рог. Эта попытка затянулась почти на 14 месяцев с многомесячной зимовкой во льдах, которая стала проверкой моральных, психологических и физических возможностей для каждого члена экипажей судов.
Когда корабли оказались в Карском море, дрейфующие льды затеряли их на расстоянии 25 километров друг от друга. Связь между кораблями сохранялась только по радио.
Стоит сказать, что моряки были неплохо подготовлены к такому развитию событий. В носовой и кормовой части судна были сделаны два больших трюма для провизии, в которых помещался двухгодовой запас на 50 человек.
Но разнообразием запасы не отличались, поэтому команды кораблей устраивали охоту на местную фауну. Для этого на ледоколах имелся солидный арсенал оружия.
Врач Э. Е. Арнгольд писал:
«Для охоты на птиц и зверей имелись двуствольные ружья центрального боя, несколько ружей системы Браунинга, маузеры, винчестеры, 3-линейные винтовки кавалерийского образца, обычное вооружение флотских команд и револьверы системы Нагана».
Выбраться из ледяного плена удалось только с наступлением августа. Однако уже 11 числа «Таймыр» сел на мель и пробил дно. Команде пришлось откачать 100 т воды и перевезти на «Вайгач» несколько тонн угля на лодках. С наступлением большого прилива ледокол смог продолжить путь.
Наконец 16 сентября «Таймыр» и «Вайгач» смогли пришвартоваться в порту Архангельска, и экспедиция, длившаяся пять лет, показала, что конструкции судов «Таймыр» и «Вайгач» способны выдержать любые испытания.
Стоит отметить, что в тот момент страна жила по законам военного времени, шла Первая мировая война. Но, несмотря на это, на встречу с полярными исследователями на Соборную пристань пришёл почти весь город.
К слову, ледокол "Вайгач" впоследствии принимал участие в Первой мировой войне, но это уже совсем другая история.
Литература:
1. В. Г. Смирнов «Открытие Северной Земли: история, события, люди»
2. Н. И. Загороднюк, Е. Н. Коновалова, Л. П. Рощевская «Организация быта участников экспедиций Главного гидрографического управления в 1910–1920 гг.»
3. С. Л. Ташлыков «Деятельность гидрографической службы Российского Императорского флота по освоению Арктики»
4. В. И. Сычев, М. Б. Шилин, И. В. Новопашенный «Роль капитана П. А. Новопашенного в открытиях Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана 1913 – 1915 гг.»
Николай Пыльцын, научный сотрудник музея "Невская застава"