Когда «мягкая сила» эффективнее карательных мер? Министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Арман Шаккалиев дал большое интервью газете «Коммерсант». В нём он рассказал о принципах здоровой конкуренции и о том, как ЕЭК регулирует поведение компаний в общем торговом пространстве Евразийского экономического союза. Приводим краткое содержание беседы и ключевые цитаты.
Десять лет — достаточный срок для гармонизации
В 2022 году исполнилось десять лет функционирования Комиссии и восемь лет существования Союза. За этот период пять стран – Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия –сблизились, в том числе в антимонопольной сфере; у них – общие правила, принципы конкурентного права, антимонопольного регулирования, понимание видов, составов нарушений, штрафов. Антимонопольное законодательство ЕАЭС было сформировано в том числе из законов отдельных стран, но в чём-то государства ЕАЭС «подтянулись» до уровня наднационального законодательства. За этот срок сформировалась политика ЕЭК в области антимонопольного регулирования.
«Мы убедились в том, что как наднациональный орган не столько должны использовать меры принуждения, сколько больше заниматься адвокатированием конкуренции, профилактикой нарушений» (Арман Шаккалиев).
Главная тенденция в антимонопольной политике ЕЭК сегодня — переход к «мягкому» регулированию. Это важно для бизнеса, который переживает сейчас сложные времена. ЕЭК ждет от бизнеса встречной заинтересованности в соблюдении правил.
Антимонопольные органы ЕАЭС и их сфера влияния
Проясним несколько вопросов о компетенции антимонопольных органов ЕАЭС.
1. Понятие трансграничного рынка. Согласно определению это территория двух и более стран. Доминирующим положением на нём считается доля свыше 35%.
2. Компании, не попадающие под юрисдикцию ЕЭК. По действующему законодательству это финансовые рынки и естественные монополии.
«[Нам интересны] рынки медицинских изделий, лекарственных препаратов, товаров народного потребления, продовольствия. Где в зависимости от ситуации тот или иной игрок может нарушить рыночное равновесие, баланс» (Арман Шаккалиев).
3. Вопрос о субъектах третьих стран. Это крупные игроки, которые присутствуют в Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и России в форме представительств и дочерних компаний. Такое лицо не является резидентом стран Союза, и привлечь его к ответственности зачастую невозможно. Сейчас Комиссия занимается совершенствованием правовых инструментов, чтобы влиять на подобные компании.
«Идеал развитости и зрелости рынка — это рынок с низкой концентрацией, где высокая доля конкуренции — и, если уж происходит нарушение, мы реагируем. Вот сегодня у нас ровно такая целевая модель» (Арман Шаккалиев).
Работа на цифровых рынках
По словам министра ЕЭК, антимонопольные эксперты предлагали проработать особенности антимонопольного регулирования на цифровых рынках. Ведь на цифровом рынке ярче проявляется трансграничность, а все крупные диджитал-компании присутствуют в нескольких странах. Сегодня многие вопросы цифровых рынков требуют правовой регламентации в законодательство. Но это вопрос возможного будущего (прогнозируемый период — 2023 год), а сейчас ЕЭК чаще выступает координатором.
«Мягкая сила» как альтернатива «жесткой»
О потенциале принуждения: есть конкретные примеры, когда Комиссия довела дело до конца на рынке медицинских изделий и обязала компании выплатить штраф. Механизм принуждения работает. Но главный курс, которому следует сегодня ЕЭК — мягкое регулирование.
«Сегодня еще один каратель, да еще и наднациональный, конечно, вызывает определенную озабоченность. Чего мы хотим? Чтобы на рынке установилось равновесие и достойное поведение. И мы видим, что сегодня достаточная эффективность достигается мягкими инструментами» (Арман Шаккалиев).
Конкуренция в ЕАЭС: текущие реалии
Сегодня иностранные компании уходят, рыночные ниши освобождаются, и всё это влияет на конкуренцию. Эксперты Комиссии готовы к новым вызовам.
«Если мы увидим, что в результате появляется субъект-доминант на трансграничном рынке и его присутствие ухудшает положение других игроков — будем реагировать, весь инструментарий у нас есть» (Арман Шаккалиев).
Эксперты также отмечают релокацию бизнесов из России в другие страны ЕАЭС и считают это нормальным. По словам министра, такая ситуация не говорит о доминирующем положении той или иной страны на объединенном рынке.
«Если мы говорим об инфраструктурных проектах, то конечно, прежде всего мы говорим о транспортных коридорах, это Восток—Запад, Север—Юг, семь проектов, которые направлены на развитие евразийских транспортных коридоров, маршрутов, я надеюсь, что в ближайшее время эти маршруты (они уже подготовлены, на коллегии были рассмотрены) главами правительства будут одобрены» (Арман Шаккалиев).
Идеальная модель рынка. Достижима ли она?
Классическая модель конкурентной среды — минимальное государственное присутствие на рынке, сильный рынок, сильная конкуренция. В реальности иная ситуация: в странах ЕАЭС госсектор участвует в 50–70% экономики. Но при этом во всех развитых устойчивых экономиках малый и средний бизнес составляет 50% и более.
ЕЭК видит свою задачу в обеспечении баланса интересов всех игроков на рынке, в том числе путем создания условий для беспрепятственного доступа на рынки новых участников, исключения госфаворитизма в отношении крупных нацкомпаний, увеличения количества представителей малого и среднего бизнеса. Нужно стремиться прийти к доле МСП минимум в 50%. Этому будет посвящен доклад ЕЭК, который намечено подготовить осенью.
Узнайте первым обо всех новых соглашениях между Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Беларусью и Арменией: подписывайтесь на наши новостные каналы!