Найти в Дзене
Олег Панков

Верю, что Русь будет единой

Крещение бойцов Новороссии
Крещение бойцов Новороссии
Дороги Новороссии
Дороги Новороссии

Священник о. Косма – бывший десантник. Служит в Подмосковье. Неоднократно окормлял наших воинов в различных горячих точках: на Кавказе, в Чечне, в Таджикистане. Под этим именем его хорошо знают в Новороссии. Однако это, если так можно сказать, его духовный псевдоним. Подлинное его имя батюшка по известным причинам просил пока не раскрывать. Он свято верит, что Русь снова станет единой. Россия, Украина и Белоруссия объединятся в одно государство. И так будет до кончины мира. Недавно о. Косма вернулся из районов проведения спецоперации на Донбассе и на Украине. Предлагаем нашим читателям беседу с ним Владимира Панкова. Эта беседа в сокращенном виде недавно была опубликована в журнале «Русский дом» (№7 за 2022 г., «Священник на передовой».)

Вы, батюшка, побывали недавно в республиках Донбасса (ДНР и ЛНР) и на Украине. Как прошла Ваша поездка и какова была ее цель?

Господь так устроил, что мне действительно довелось недавно побывать в г. Белгороде, откуда с гуманитарной колонной я добрался до г. Изюма, что в Харьковской области. Поездка в одну сторону заняла восемь часов. В полдень под Изюмом наша колонна разделилась: часть ее пошла на Изюм, другая – в город Балаклею. Потом были еще две поездки, как там говорят, «за ленточку»… Слава Богу!

Почему Вы решились на такую поездку в сложных и опасных условиях спецоперации, которую проводят российские войска в упомянутых республиках и на Украине?

Когда началась спецоперация, я взял отпуск. Почему решился?.. Было какое-то побуждение, некий внутренний толчок, желание самому стать свидетелем этих событий, приобщиться к происходящему. Раньше мне доводилось бывать в горячих точках на Кавказе, в Таджикистане, в Чечне, в расположении наших войск под Улан-Удэ. И по поводу нынешней поездки я тогда подумал, что если Богу это угодно, то все сложится. Так и случилось.

Что Вам приходилось делать и где побывать?

В первую поездку побывал в Балаклее. Там пробыл один день. Военные разгружали гуманитарную помощь, а я беседовал с воинами. Сначала собрать их было довольно трудно: все находились на заданиях, выполняли какие-то поручения, в общем, оказались очень плотно заняты работой. И тогда я решил стать возле большого раскидистого дерева, где они дислоцировались, и немного подождать, пока ситуация более или менее прояснится. И вскоре ребята сами начали подходить ко мне. Сначала подошел один танкист, командир танка по имени Максим, и попросил его поисповедовать. Потом он прислал ко мне своих воинов. Так у меня пошла работа – бойцы стали подходить один за другим. Исповедовал, отвечал на вопросы, освящал оружие, раздавал крестики, иконки, пояса «Живый в помощи». В Белгород колонна возвращалась в полной темноте с выключенными фарами, поэтому в некоторых местах все кочки были «нашими». Повернув не в том месте, часть машин оторвалась от колонны, и въехала в г. Купянск. Я обратил внимание, что город очень чистый, неразрушенный. Там люди спокойно ходят по улицам, работают магазины… Во всяком случае, внешне все выглядело благополучно. Сопровождавшие сказали, что этот город не сопротивлялся. Я видел всего два таких города. Когда мы только еще въезжали в Новороссию, я обратил внимание, что в приграничных деревнях люди подошли к дороге с небольшими российскими флажками и приветствовали нас.

После возвращения на следующий день мне предложили поехать в район таможни. Это харьковское направление. Сначала командир провез меня по блокпостам. Я приветствовал воинов, благословлял их, отвечал на вопросы, раздавал крестики… Вернувшись в расположение, я беседовал с личным составом (собралось 50 бойцов) о героизме наших воинов в разные периоды нашей истории, привел примеры из славного прошлого. Потом остались те ребята, кто желал исповедоваться. После исповеди выяснилось, что не все крещенные, и мы договорились вечером в определенный час совершить над ними таинство Крещения. После Крещения эти ребята подошли ко мне утром для причастия, к ним присоединились и сотрудницы, работающие в воинской части, и другие воины.

По пути в Белгород мы заезжали в микрорайон Северный, в военный городок. Я вспомнил, что бывал в нем в 2014 г. Тогда там дислоцировались наши войска, в основном десантные части, и ждали приказ, чтобы войти на Украину... Бойцам вручали награды за взятие Крыма. Это было 9 мая. Когда мы уже собирались уезжать, военные, которые находились недалеко от нас, вдруг побежали в разные стороны. Оказывается, была ракетная атака. Мы быстро загрузили свою машину и выехали с этого участка. Однако ничего серьезного не произошло. Просто было предупреждение… Возможно, где-то поблизости летали беспилотники.

Беседа с бойцами
Беседа с бойцами

После возвращения в Белгород мне предложили переместиться за 150 км в населенный пункт Валуйки, в другую воинскую часть. Это районный центр. Он тоже находится на границе. Здесь несколько дней мы работали с военным священником о. Анатолием. Батюшка приехал со своей бригадой из Питера вместо погибшего протоиерея Олега Артемьева. Они были лично хорошо знакомы, дружили. О гибели отца Олега достаточно подробно сообщали СМИ. У меня было тесное общение с о. Анатолием. Я многому у него учился в части опыта общения с личным составом. Мы вместе служили молебны, беседовали с воинами, которые уже побывали на той стороне, и с теми, которые отказывались участвовать в спецоперации. Затем появилась возможность еще раз съездить, точнее, слетать на ту сторону. Летели мы на вертолете на очень низкой высоте. И я снова попал в район Изюма, в Балаклею. В течение двух суток работал как с нашими российскими подразделениями, в основном с артиллеристами, так и с бойцами из Луганской республики. Они уже влились в подразделения российской армии. Мне дали машину, и я проехал по боевым позициям луганчан. Мы посетили 13 позиций. На каждой позиции – примерно по 12-15 бойцов. По необходимости исповедовал желающих, помазывал их священным маслом, раздавал крестики, пояса, некрещенных – крестил. В первый вечер, когда я там ночевал, собралось в подвале около 50 воинов из Луганской республики. После проведенной с ними беседы я раздал им детские письма, которые мне передали из Воронежской области, а также подарочки: носочки, крестики, масла освященные, лекарства… Все это подготовили и собрали школьники вместе со своими классными руководителями. Воины брали письма, читали. Очень трогательные моменты... Обратно я уже возвращался в составе нашей воинской колонны.

Детские письма бойцам
Детские письма бойцам

Доводилось ли Вам ранее бывать на Донбассе?

Бывал в Луганске в ноябре 2017 г. На обратном пути заезжал в Донецк. В 2018 г. в пасхальные дни снова приезжал на две недели в Луганск. Вместе с другими священниками встречался с воинами на передовых позициях. Мы беседовали с ними, исповедовали и причащали бойцов.

Насколько, на Ваш взгляд, необходима духовная помощь нашим бойцам в условиях спецоперации, и имеются ли в воинских частях постоянные духовники?

Духовная помощь бойцам в условиях спецоперации, безусловно, необходима. Кому-то надо помочь, кого-то благословить, покрестить, поисповедовать и причастить, кого-то просто успокоить, протянуть дружескую руку. Все это очень важно. Помню, на праздник Благовещения при встречах и беседах с воинами, когда вдалеке слышались сильные взрывы, ребята меня оберегали, заставляли ложиться на землю, а я уверял их, что это просто весенний гром. Они потом часто шутили по этому поводу, называя меня «Весенним громом». Приятно было видеть их лица, когда они улыбались, когда в глазах появлялась радость, надежда.

У нас в отдельных армейских частях замечательные духовники! В Валуйках, например, в дивизии есть молодой полковой батюшка- отец Василий. Там я наблюдал, как при построении дивизии на громадном плацу выходил командир, разворачивал личный состав в сторону храма-часовни, и священник читал молитву. Инициатива совершать молитву исходила от самого командира дивизии. Это очень положительный момент: трудовой свой воинский день начинать именно с молитвы. Молитва освящает, молитва настраивает, молитва спасает. Поэтому в армии должно быть достаточное количество священников.

С какими трудностями Вы сталкивались во время поездки и при пересечении границы?

Трудностей не было. Все четко и умело организовывали военные.

Как долго, по Вашему мнению, продлится упомянутая спецоперация, и каким Вы видите будущее России и Украины?

У меня такое ощущение, что спецоперация по различным причинам затягивается. Думаю, что в этом году она не закончится. По поводу будущего России и Украины – верю в то, что пройдут невзгоды и победит любовь. Она всепобеждающая, потому что Бог есть любовь, но для этого нужен колоссальный труд и терпение и военных, и политиков, и жителей как с нашей, так и с той стороны. Я знаком с пророчествами, что мы еще станем едины: Россия, Белоруссия и Украина – и будем отражать внешнего врага. Сейчас идет переходный этап. Он очень болезненный. Живем надеждой.

Воинское расположение под Изюмом
Воинское расположение под Изюмом

Расскажите немного о себе.

Служу священником уже более 20 лет. Раньше мечтал быть военным. Получилось так, что отслужил только срочную службу в воздушно-десантных войсках. С тех пор прошло четверть века, и я милостью Божией стал священником, и… как бы вернулся в армию. Когда наши части были в Чечне, окормлял 45-й полк, 137-й десантный рязанский, 119-й. В Чечне приходилось бывать в Хатуни и в Ведено. После вывода наших войск находился некоторое время в Таджикистане в 201-й дивизии. Затем вместе с другими священниками был откомандирован в Читу. Там мы окормляли воинов-сибиряков. В настоящее время служу в Подмосковье.

В 2014 г. после Майдана и присоединения Крыма к России, можно сказать, почти весь восток Украины лелеял надежды возродить Новороссию. Был необыкновенный душеный, духовный подъем, то, что мы называем «Русской весной». Сейчас ситуация, насколько известно, совершенно иная. За восемь лет произошли изменения далеко не в лучшую сторону…

Я с этим вполне согласен. У многих у нас в России было тогда желание – успеть помочь присоединить не только Крым... В чем-то были упущения и поэтому сейчас события принимают очень жесткий характер: невосполнимые потери и трагические события. Тогда могли бы справиться гораздо меньшей кровью. Это очевидно.

У Украины, по существу, армии тогда не было. Я вспоминаю, как в 2014 г. показывали видеоролики, когда жители некоторых населенных пунктов Донбасса, мужчины и женщины разного возраста, препятствовали военным Украины куда-то пройти или проехать. Военные были просто растеряны. Не знали, что делать. Они не поднимали оружия, боялись выстрелить. Еще не была пролита первая кровь. А потом перешагнули какой-то рубеж – и все началось… Восемь лет – это прекрасная возможность организоваться, подготовиться, приобрести стойкую мотивацию. В Луганске мне и раньше говорили, что на той стороне и соцобеспечение, и зарплата, постоянные воинские учения. А у нас, к большому сожалению, в армии процветает бумаготворчество. У меня близкий в армии служит в офицерском звании. Говорит, что очень много занимается с… бумагами. Постоянные отчеты, отчеты и отчеты, которые во многом дублируют друг друга, а на настоящую работу с бойцами ни времени, ни сил не хватает. И вот это все приносит сегодня печальные плоды. Русского воина отличает то, что он долго собирается. Он обязательно соберется, но другое дело – ценой каких потерь.

Сегодня мы живем надеждой: надеждой на изменение стратегии государства во всех сферах нашей жизни: в образовании, в армии, в культурной политике, надеждой, что ошибки будут исправлены, – и тогда, я уверен, победа будет за нами.

Воинский досуг
Воинский досуг

Дорогие братья и сестры!

Просим помочь храму Вмч. Димитрия Солунского в Яковлево (Сергиево-Посадский г. о.) в издании книги «И остави нам долги наша». Книга недавно получила одобрение Издательского совета Русской Православной Церкви. Автор – протоиерей Вячеслав Брегеда делится своим многолетним опытом служения в храме-часовне при Московской областной психиатрической больнице № 5 г. Хотьково и другими душеполезными повествованиями. Регулярно публикуется в журнале «Русский дом» и известен православному читателю по ранее вышедшим его книгам. В прошлом году книга протоиерея Вячеслава Брегеды «Духовные светильники Карагандинской земли» стала лауреатом конкурса Издательского совета РПЦ «Просвещение через книгу». Пожертвования можно перечислить на карту Сбербанка России: 4276 1609 1314 5786.

Помогай нам всем Бог!