Распространено мнение, что для молодёжи главное в работе — это высокий доход и стремительная карьера. Но так ли прагматичны в действительности новички на рынке труда?
На самом деле для студентов бакалавриата интерес к делу важен не меньше, чем достойная зарплата. Дальше в списке приоритетов — надёжность и соответствие работы полученным знаниям. И лишь на пятом месте — карьерные притязания. Однако конфигурация приоритетов может меняться в зависимости от гендера, возраста, профиля обучения и других факторов.
Масштабное исследование аспиранта кафедры экономической социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Аниты Поплавской на выборке из 5000 студентов бакалавриата из восьми региональных вузов выявило основные трудовые ценности учащихся. В пятерку ведущих вошли высокий заработок и интерес к делу, надёжность работы, её соответствие компетенциям и карьерные перспективы. Далее идут дружный коллектив, гибкий график, трудовая мобильность и соответствие работы мировоззрению. Среди ведущих факторов формирования трудовых предпочтений — гендер, тип проживания (с родителями или в общежитии), курс и профиль обучения, успеваемость, а также работа (по месту учебы или за пределами вуза).
Кроме того, с помощью факторного анализа исследовательница классифицировала трудовые ценности. Получилось семь типов. Два из них — полезность и саморазвитие — отражают внутренние ценности. Остальные пять — материальное вознаграждение и продвижение, надёжность, общение, мобильность и гибкость — это внешние ценности. Статья с итогами работы опубликована в международном научном журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены».