Найти тему
Planum Books

Кто нас вдохновляет: Александр Родченко

1918 год. Циркуль, валик, линейка. Совсем, казалось бы, не «художественные инструменты». Однако именно они были использованы Александром Родченко для создания серии картин «Черное на черном». Эта серия была написана в ответ на  работу «Белое на белом» Казимира Малевича. Родченко с помощью этой серии работ заявляет о своих ценностях и противопоставляет свое искусство работам Малевича.

А. Родченко. Беспредметная картина № 80 (Черное на черном), 1918. Местонахождение:  Музей современного искусства, Нью-Йорк.
А. Родченко. Беспредметная картина № 80 (Черное на черном), 1918. Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк.

К. Малевич. Белое на белом, 1918. Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк.
К. Малевич. Белое на белом, 1918. Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Родченко никогда не занимался чем-то одним. В течение жизни он создавал рекламу, занимался фотомонтажом, был художником-конструктором. Объединившись вместе с Маяковским в 1920-е годы, они создали  множество рекламных плакатов для ГУМа и Моссельпрома. Немного позже, зимой 1923–1924 годов, Родченко начал фотографировать, первую камеру художник купил когда был преподавателем ВХУТЕМАСа. Изначально Родченко не ставил каких-либо самостоятельных задач фотографии, но впоследствии они появились. Наибольшая популярность пришла к нему именно благодаря снимкам, которые существенно опережали свое время.

Интересно, что фотография и дизайн в жизни Родченко тесно связаны  друг с другом. Дизайнерские проекты Родченко были задуманы больше 70 лет назад, но тогда они были представлены в единственных экземплярах на выставках, а сейчас используются в повседневной жизни, вспомните, например, светильники Абрама Дамского, созданные под руководством Родченко.

Настольная лампа по проекту А. Дамкого, руководитель: А. Родченко, 1929.
Настольная лампа по проекту А. Дамкого, руководитель: А. Родченко, 1929.

Жизнь художника условно можно разделить на два периода: первый, в котором он творил в рамках соцреалистической парадигмы; второй – когда он пытается найти лазейки, лакуны, куда еще не попала советская политика, определявшая, каким следовало быть искусству. Во втором периоде, уже в 1940-е, Александр Родченко начинает фотографировать в стилистике пикториализма цирковую и театральную жизнь. Эти сферы были в меньшей степени подчинены официальной идеологии.

Каким идеям и принципам следовал знаменитый конструктивист? Для него были важны три принципа – 1) принцип ракурса,  2) диагонали и 3)  «остранения». Согласно первому принципу, следует выбирать необычные или непривычные ракурсы (например, сверху-вниз или снизу-вверх). Согласно второму принципу, нужно создавать диагональную композицию в кадре, придавая ему динамику и ритмичность. Третий принцип не назван у Родченко так, как назвали его мы, ссылаясь на формалистов. Однако то, что художник «завещает» делать каждому фотографу, – смотреть на знакомые вещи незнакомыми глазами – именно практика остранения, о которой так много писали формалисты. Эта практика расширяет наши возможности видеть предметы и усиливает воображение.

До  21 августа 2022 года в ЦСИ «Галерея Прогресса» (Киров, Вятка ул. Горького, 5) проходит выставка, посвященная Александру Родченко. На выставке представлены лучшие работы мастера отечественной фотографии. Вместе с фотографиями Родченко на выставке представлены и работы Владимира Лагранжа – фотографа, творчество которого пришлось на период «Оттепели». Приходите знакомиться с творчеством известных художников, если будете поблизости!

И напоследок несколько фотографий Александра Родченко:

А. Родченко, Лестница, 1929.
А. Родченко, Лестница, 1929.

А. Родченко, Лиля Брик, 1924.
А. Родченко, Лиля Брик, 1924.

А. Родченко, Девушка с "Лейкой", 1934.
А. Родченко, Девушка с "Лейкой", 1934.