1918 год. Циркуль, валик, линейка. Совсем, казалось бы, не «художественные инструменты». Однако именно они были использованы Александром Родченко для создания серии картин «Черное на черном». Эта серия была написана в ответ на работу «Белое на белом» Казимира Малевича. Родченко с помощью этой серии работ заявляет о своих ценностях и противопоставляет свое искусство работам Малевича.
Родченко никогда не занимался чем-то одним. В течение жизни он создавал рекламу, занимался фотомонтажом, был художником-конструктором. Объединившись вместе с Маяковским в 1920-е годы, они создали множество рекламных плакатов для ГУМа и Моссельпрома. Немного позже, зимой 1923–1924 годов, Родченко начал фотографировать, первую камеру художник купил когда был преподавателем ВХУТЕМАСа. Изначально Родченко не ставил каких-либо самостоятельных задач фотографии, но впоследствии они появились. Наибольшая популярность пришла к нему именно благодаря снимкам, которые существенно опережали свое время.
Интересно, что фотография и дизайн в жизни Родченко тесно связаны друг с другом. Дизайнерские проекты Родченко были задуманы больше 70 лет назад, но тогда они были представлены в единственных экземплярах на выставках, а сейчас используются в повседневной жизни, вспомните, например, светильники Абрама Дамского, созданные под руководством Родченко.
Жизнь художника условно можно разделить на два периода: первый, в котором он творил в рамках соцреалистической парадигмы; второй – когда он пытается найти лазейки, лакуны, куда еще не попала советская политика, определявшая, каким следовало быть искусству. Во втором периоде, уже в 1940-е, Александр Родченко начинает фотографировать в стилистике пикториализма цирковую и театральную жизнь. Эти сферы были в меньшей степени подчинены официальной идеологии.
Каким идеям и принципам следовал знаменитый конструктивист? Для него были важны три принципа – 1) принцип ракурса, 2) диагонали и 3) «остранения». Согласно первому принципу, следует выбирать необычные или непривычные ракурсы (например, сверху-вниз или снизу-вверх). Согласно второму принципу, нужно создавать диагональную композицию в кадре, придавая ему динамику и ритмичность. Третий принцип не назван у Родченко так, как назвали его мы, ссылаясь на формалистов. Однако то, что художник «завещает» делать каждому фотографу, – смотреть на знакомые вещи незнакомыми глазами – именно практика остранения, о которой так много писали формалисты. Эта практика расширяет наши возможности видеть предметы и усиливает воображение.
До 21 августа 2022 года в ЦСИ «Галерея Прогресса» (Киров, Вятка ул. Горького, 5) проходит выставка, посвященная Александру Родченко. На выставке представлены лучшие работы мастера отечественной фотографии. Вместе с фотографиями Родченко на выставке представлены и работы Владимира Лагранжа – фотографа, творчество которого пришлось на период «Оттепели». Приходите знакомиться с творчеством известных художников, если будете поблизости!
И напоследок несколько фотографий Александра Родченко: