Это только кажется, что поиск крайних и виноватых – традиционная русская забава. В США на фоне ожиданий очередного транспортного коллапса, наподобие тех, что мы наблюдали в прошлом году, похоже, начались поиски виноватых.
И если в прошлом году плохими парнями однозначно выступали портовики, которые не сумели организовать ритмичный прием контейнеровозов и вывоз контейнеров с территории крупнейших в стране портов Лос-Анджелеса и Лонг-Бич, обеспечивающих вместе около 60 % всех контейнерных перевозок страны, то в этом году на место «плохих парней» претендуют автомобильные перевозки и железные дороги.
А вот портовики уж определились с выбором своих «козлов отпущения».
Виновниками назначены железные дороги. Джин Серока, исполнительный директор порта Лос-Анджелеса заявил о серьезном риске для цепочек поставок США, если не будет улучшено железнодорожное сообщение. В первую очередь, в части обработки импортных грузов. Так как из-за проблем с ними, все большее количество контейнеров остаются не вывезенными из портовых терминалов. А управляющий важнейшего порта Калифорнии предупредил о риске "общенационального затора" на железных дорогах.
При этом сами порты США показывают сегодня рекордные показатели по погрузке
Так порт Лос-Анджелес опубликовал рекордные показатели за июнь, когда он обработал 876 тыс.TUE грузов. Общий объем перевалки вырос менее чем на 1% в годовом исчислении (г/г), но на 15% по сравнению с предыдущим пятилетним средним показателем за этот месяц.
Экспорт составил 94 тыс. TEU, что на 2% меньше, чем в прошлом году, при этом было отгружено 338 тыс. порожних контейнеров, что на 8% больше, чем в прошлом году. Объем импорта составил 445 тыс. TEU, что на 5% меньше, чем в прошлом году, но на 12% больше, чем в предыдущем пятилетнем периоде. Это был второй рекордный июнь по объему импорта в Лос-Анджелесе.
Соседний порт Лонг-Бич также продемонстрировал рекордный объем перевалки. В июне общая пропускная способность порта составила 835 тыс. TEUs, что на 15,3% выше, чем в прошлом году, и стало самым рекордным июнем в истории порта, что делает июнь лучшим в истории порта по объему импорта.
При этом, порты не испытывают тех проблем, с которыми они столкнулись в 4-м квартале 2021 года, когда на рейде ждали своей очереди на заход в порт сотни контейнеровозов. Тогда в самом порту разгрузка и погрузка судов происходили медленно, в том числе из-за низкой оборачиваемости контейнеров, причиной чего стал нехватка автомобильного транспорта, возникшей из-за введения новых «зеленых» техрегламентов на въезд траков на территорию Калифорнии, и из-за общенационального дефицита водителей.
Для того, чтобы транспортный коллапс не повторился и в этом году, аналитики считают важным координацию между различными звеньями доставки.
Грузовладельцы должны забирать свои контейнеры на внутренних железнодорожных терминалах быстрее, чем это происходит сегодня. Железные дороги должны быстрее доставлять бригады, локомотивы и вагоны на Западное побережье.
А морские терминалы, судоходные линии и порты должны предоставить ключевые данные и статистику, чтобы помочь определить приоритетность вывоза грузов.
Но как отмечают и портовики, и аналитики с железными дорогами сегодня не все так гладко.
Во-первых, железные дороги испытывают невиданный до этого дефицит персонала – и локомотивных бригад, и линейного персонала. Обычно количество бригад и составов синхронизировано, компании- перевозчики способны увеличивать или уменьшать штат в периоды увеличения или уменьшения перевозок.
Однако сейчас из-за постоянной оптимизации численности персонала и возросшей с середины 2020 года неравномерности перевозок возник разрыв. Как подметил один из транспортных аналитиков, "в тандеме между железнодорожными бригадами и объемом перевозок произошел большой, исторический разрыв".
В результате этой ситуации, на железнодорожные компании жалуются не только портовики, но и представители бизнеса и промышленности. А их проблемами занимаются законодатели.
Парадоксальным образом, но нынешняя ситуация с железными дорогами в Штатах, напоминают российскую. Угольщики США обвиняют железные дороги в "обвале" пропускной способности, а грузоотправители зерна заявили, что им пришлось потратить на 100 миллионов долларов больше, чтобы перевезти свою продукцию в условиях плохого железнодорожного обслуживания.
Порт Лос-Анджелеса публично, с привлечением СМИ, обратился с требованием к железной дороге убрать с путей «эти чертовы контейнеры», заявив, что железнодорожники могут вызвать "общенациональный затор", если контейнеры будут стоять без движения. Члены Совета по наземным перевозкам при федеральном правительстве в мае потребовали ответов от руководителей железных, но с тех пор напряженность, похоже, только усугубилась.
Проблемы на железных дорогах накладываются на проблемы в самих крупнейших портах Лос-Анджелеса и Лонг-Бич. Там недавно истек срок действия профсоюзного контракта (коллективного договора) для примерно 22 000 работников. И пока не очень понятно, чем закончатся переговоры между профсоюзом и администрацией портов.
Так, например, разногласия по поводу улучшения условий труда и повышения зарплаты уже приостановили работу крупнейших портов Германии. Потенциальный хаос в крупнейшем портовом комплексе Америки может так же усугубиться из-за недавнего решения Суда не отменять модель грузоперевозок по принципу "владелец-оператор". Недовольные этим решением сотни дальнобойщиков уже провели первые акции протеста.
При этом, железнодорожные перевозки в США не останавливались с 1992 года, когда машинисты CSX Transportation провели забастовку, остановившую работу всех американских железных дорог, включая пассажирские перевозки. Тогда было посчитано, что остановка работы обходилась американцам в 1 миллиард долларов в день, или более 2 миллиардов долларов в сегодняшних ценах.
Торговая палата США опасается, что остановка работы железнодорожных компаний по каким-либо причинам может оказать сильный удар по экономике страны, и так испытывающей проблемы.
Любой сбой будет катастрофическим для американских потребителей и экономики и потенциально вернет нас к историческим проблемам цепочки поставок во время пандемии,
- написала в начале июля Сюзанна П. Кларк, генеральный директор и президент Торговой палаты США в письме, адресованном администрации президента Байдена.
Очевидно, что вся грузовая транспортная отрасль США работает в состоянии неопределенности, близкой к кризису, реальных причин, для которого достаточно много.
Другое дело, что кризис выявил и системную проблему транспортной логистики США - недостаток качественного управления логистикой на уровне бизнеса и властей, в частности штата Калифорния. В такой ситуации поиск виноватых продолжится. А пока крайними назначили железнодорожников.
Нам такое знакомо, как никому…
#логистика #порты #цепипоставок #спецоперация #кризиc #сшапротивроссии