Всех своих детей я стараюсь научить читать, писать и считать хотя бы за год до поступления в первый класс. Ведь в первом классе ребёнок испытывает колоссальный стресс. Он попадает в новый коллектив, старается запомнить имя учительницы, разобраться в огромном количестве новых правил. К тому же, у всех детей очень разный темп обучения. Кто-то схватывает на лету, а другому нужно время, чтобы потренироваться и усвоить новое. И если у малыша раз за разом не получается написать ровно новую букву или запомнить с первого раза то, что рассказал учитель, он начинает думать, что учёба – это слишком сложно и у него никогда ничего не получится. Но программа расписана по неделям, учительница требует, родители давят. Не удивительно, что, в конце-концов, ребёнок начинает люто ненавидеть школу и вернуть его веру в собственные силы потом будет очень непросто.
А подготовленному ребёнку легче адаптироваться. Он успешно справляется с каждым заданием, учительница хвалит, родители довольны. Он гордится собой и чувствует себя успешным. Это очень-очень важно на начальном этапе. Потом, когда начнут проходить что-то новое, успешный ребёнок будет стараться изо всех сил, потому что привык, что обычно всё получается, что его хвалят и не готов расстаться с репутацией умницы.
Именно поэтому я стараюсь, что называется «подстелить соломки», приучая детей к регулярным занятиям задолго до школы.
Но если схватить первого попавшегося дошкольника и усадить за стол с учебниками и тетрадями – он скорее всего будет протестовать или попросту сбежит. Поэтому мы должны действовать хитрее.
Однажды, например, после дня рождения, когда ребёнку исполнилось пять или шесть лет, я объявляю, что теперь он взрослый и будет каждый день заниматься по расписанию. Желательно, чтобы окружающие взрослые, услышав эти слова очень удивлялись и переспрашивали: «Как? Настоящие занятия? Это он уже у нас такой взрослый? Не может этого быть!» Очень важно, чтобы ребёнок был горд от предстоящей ответственности и ждал с предвкушением начала.
Затем я составляю расписание на неделю и распечатываю его на принтере, чтобы повесить в доступном месте.
Первые задания должны быть очень простыми, чтобы ребёнок наверняка мог справиться. Например, утром, сразу после завтрака (чтобы не забывать и не пропускать) нужно раскрасить одну картинку фломастерами и научиться три раза попадать бумажным мячиком в пластиковое ведёрко с расстояния.
Каждый день, в течении недели.
И каждый день, я на полном серьёзе проверяю, как выполняются задания. Очень важно, чтобы рисунок был раскрашен не как попало, а старательно. Важно, чтобы был раскрашен именно тот рисунок, который вы задали, а не тот, который захотелось раскрасить ребёнку. Важно, что мы проверяем качество работы у этого одного рисунка, а не у ещё пяти, которые ребёнку захотелось раскрасить потом. Я не поощряю самодеятельность на этом этапе. Важно, чтобы ребёнок научился отлично выполнять ровно то, что ему задали. Ни больше, ни меньше.
Вам может показаться, что это слишком простые задания, но постепенно будут возникать разные сложности. Ребёнку поднадоест, и начнутся вопросы: зачем это делать каждый день, а можно ли пропустить денёк, а можно ли вместо раскраски полепить из пластилина и тп. Но нет, каждое утро после завтрака нужно раскрасить и побросать мяч в корзину. Через неделю – новое расписание и новые задания, тоже простые. Для нас главное, чтобы ребёнок привык к ответственности, к регулярности и к тому, что любую работу нужно делать хорошо. Только тогда мы начнём постепенно учить буквы, считать и тд. В обучении детей тише едешь, дальше будешь. Самое главное - не передавить и не спугнуть мотивацию.
В следующих статьях я расскажу какими пособиями я пользуюсь для обучения детей и какие книги рекомендую для чтения детям, которые только-только научились читать. Подписывайтесь, если интересно.