Наверняка вам приходилось слышать, что рисунок получился «мыльным». Разбираемся, что это значит и как этого избежать.
«Мыло», «мыльный рисунок» означает, что на рисунке нет четких границ между формами. Все выглядит размытым, расплывчатым, заблюренным.
«Мыльные» рисунки чаще всего получаются у начинающих из-за отсутствия опыта и некоторых ошибок, о которых мы расскажем дальше в статье. Опытные художники могут использовать «мыло» намеренно — как инструмент для создания нужной атмосферы в рисунке.
Причина 1. Использование слишком мягких и слишком прозрачных кистей
Если использовать только мягкие или слишком прозрачные кисти, то граница получается размытой, и нужна последующая тонкая проработка форм: следует четко прорисовать контуры и мелкие детали.
При этом помните, что мягкие кисти — это не плохой инструмент сам по себе. Без них линии и формы могут получиться слишком жесткими, как в детской раскраске. Кроме того, прозрачные и мягкие кисти нужны для создания градиента и мягких переходов.
Чтобы избавиться от «мыла», можно прорисовать тени на отдельном слое твердой непрозрачной кистью, а затем понизить прозрачность этого слоя до нужного значения.
Наталья Тихонова, ментор в Smirnov School
Упражнение: попробуйте какое-то время рисовать только жесткой твердой кистью. Это поможет вам лучше чувствовать формы и избавиться от мыльности в рисунках. Как только почувствуете себя увереннее в таком способе — можете постепенно добавлять мягкость в рисунки.
Например, можно поделать стадики с натюрмортов — с них будет проще начать. Подобные упражнения и методы часто советуют в китайских школах живописи. Посмотрите на рисунки ниже — форма там обозначается жесткими мазками кистью, переходы практически не сглаживаются. Изображения взяты отсюда и отсюда.
При желании рисовать в такой манере можно не только натюрморты, но и, например, пейзажи:
Слева работа Eliott Sontot, справа — John Stone
Причина 2. Отсутствие четких форм
В основе любого рисунка лежат формы: куб, цилиндр, сфера. Нужно уметь раскладывать любой объект на эти формы. Если формы не прорисованы, получается «мыло».
«Мыльные» работы получаются тогда, когда автор не совсем понимает форму, которую он рисует. Такое случается, если мы бездумно перерисовываем фотографии, не пытаясь простроить формы. В таком случае неплохо было бы порисовать базовые формы (шар, куб, цилиндр, конус итд) и добавить на них светотень. Можно усложнить себе задачу и состыковать формы между собой в единую композицию.
Наталья Тихонова, ментор в Smirnov School
Причина 3. Плохая прорисовка объектов в центре композиции
При построении композиции учитывайте, что объекты в центре должны быть тщательно прорисованы. Туда зритель смотрит в первую очередь. Если те объекты, на которые взгляд падает первым, не в фокусе и не проработаны детально, получается «мыло».
Неправильно, если объект находится в зоне нашего внимания, но при этом он расфокусирован. Еще одна ошибка с точки зрения фокуса, если на среднем плане один объект в фокусе, а другой объект, рядом с ним — не в фокусе.
Данила Чернов, ментор в Smirnov School
Например, посмотрите на эту работу — домик прорисован куда детальнее и тщательнее, чем окружение, потому что именно он находится в центре композиции и должен привлекать взгляд:
Работа Еременковой Ксении с курса «Основы создания окружения»
Причина 4. Плохая прорисовка стыков форм
При прорисовывании обращайте внимание на стыки соседних форм и на резкие изменения, перепады или провалы одной формы. Возьмем портрет за пример: для носа это могут быть углубления, выступы или завороты, такие как ноздри — те места, где по каким-то причинам тон резко меняется.
Если эта граница нечеткая и плохо читается, скорее всего рисунок будет «мыльным». Чтобы этого избежать, такие границы можно прорисовывать четкой тонкой линией — почти как рисовать лайн.
Для примера замылили работу художника 大朋友. Исчезают четкие стыки форм — появляется мыльность:
Причина 5. Плохая прорисовка текстуры
Если в рисунке присутствует текстура, ее нужно уметь рисовать правильно, чтобы создавать ощущение реалистичности. Здесь важно умение расставлять блики и тени, важна четкость прорисовки. Каждая деталь должна быть понятна и не вызывать вопросов. Чешуя должна быть чешуей, кожа — кожей, а дерево — деревом.
Также при прорисовке текстурных пятен важны границы: они могут быть резкими, плавными или с переходами, все зависит от того, какую фактуру вы хотите нарисовать.
Когда художник не умеет работать с краями и не думает о них, то у него возникает проблема: края пятен в работе сделаны неправильно и из-за этого возникает неприятное ощущение замыленности.
Данила Чернов, ментор в Smirnov School
Причина 6. Рисование без чёткого пайплайна
Пайплайн — четкая последовательность шагов при создании рисунка. Есть разные его вариации, например:
- лайн, цвет, освещение;
- лайн, освещение, цвет и рендер;
- плоское пятно без лайна, светотень, дополнительный рендер.
Ниже наглядный пример пайплайна при создании персонажа: грубая идея — скетчи с вариантами дизайна — ровный лайн для выбранного варианта — подбор цветовой палитры — рендер.
Работа Юлии Галкиной с курса «Основы создания персонажей».
Четко выстроенный пайплайн поможет вам избежать многих ошибок, в том числе «мыла», т.к. на каждом этапе вы совершаете определенное действие и ожидаете определенный результат. Если рисовать хаотично, перескакивая с этапа на этап, вам сложнее будет контролировать то, что получается.
Если сохранять лайн, то задача получения «мыла» станет почти невыполнимой.
Наталья Тихонова, ментор в Smirnov School
Общие советы о том, как избежать «мыла»
Ментор Smirnov School Наталья Тихонова считает, что еще один хороший способ взять «мыло» под контроль — использовать под каждую форму векторный контур.
Векторные инструменты можно найти на панели слева. Они помогают создать четкую ровную форму
Весь рендер в таком случае делается в связанном через «clipping mask» слое:
После этого обязательно сделать еще одну проходку кистью небольшого размера поверх работы и навести резкости.
Хорошим вариантом будет использование лассо для ограничения формы. Этот инструмент удобно применять для выделения правильных форм.
Лассо тоже находится на панели инструментов слева
Как превратить «мыло» в полезный инструмент
Само понятие «мыло» как бы подразумевает, что это эффект, которого нужно избегать. Но на самом деле не всегда размытые границы — это плохо. Намеренно созданная размытость границ называется блюром и часто используется художниками для придания выразительности фону.
Наталья Тихонова рассказывает, что художники с опытом используют эффект «мыла», чтобы сделать работу или ее часть мягче. Например, чтобы добиться пасмурной атмосферы. Но так как часть работы все-таки не теряет точек фокуса и сохраняет четкость, рисунок не выглядит «мыльным». С ней согласен и ментор Smirnov School Данила Чернов:
Грамотное использование «мыльного эффекта» можно отличить грамотностью исполнения. Художник использует его, чтобы создать эффект воздушной перспективы, показать туман, дождь, дым или еще какие-то природные явления, когда объекты не выглядят четкими.
Например, работа художника huleeb выглядит не мыльной, а именно туманной:
Данила также предлагает использовать «мыльный» эффект для заблюривания дальнего плана, чтобы подчеркнуть средний план, на котором фокусируется все внимание зрителя. В работе F TT с имитацией акварели задний план размытый, заблюренный — это помогает подчеркнуть четкую фигуру персонажа на переднем плане:
Кроме того, есть прием, когда художник берет пятна, которые очень похожи по тону, и размывает границу между этими ними. Этот эффект называется «уходящий край» — когда нет четкой границы, потому что и в реальности наш глаз плохо чувствует эту резкую границу между пятнами одинакового тона. Если ее сгладить, можно добиться более реалистичного эффекта. Это и есть грамотное применение размытых границ.
Хороший пример — картина Джона Сарджента:
Посмотрите на нижнюю часть платья: его граница слева более размытая, чем граница справа. Посмотрите на фон — стена темнее слева и светлее справа. То есть справа больше контраст, поэтому граница четче.
Это еще и композиционное решение. Четкие границы наводят резкость и фокусируют взгляд наблюдателя. То есть художник использует границы для того, чтобы управлять вниманием зрителя.
Текст написала Наталья Куляшова, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации — приходите к нам, если хотите научиться рисовать.