Найти тему
87,6K подписчиков

«Малютки» – грозное оружие советских подводников

584 прочитали
Окончание очерка "Два «Челябинских комсомольца» // На фото: Советская подводная лодка М-105 у борта М-106 во время торжественного присвоения названия «Челябинский комсомолец»
Окончание очерка "Два «Челябинских комсомольца» // На фото: Советская подводная лодка М-105 у борта М-106 во время торжественного присвоения названия «Челябинский комсомолец»

В январе 1943 года комсомольцы и молодежь Челябинской области приступили к сбору средств для достройки подводных лодок. Более 55 миллионов рублей южноуральцы собрали за месяц. «Ленинский комсомол» и «Челябинский комсомолец» были достроены на деньги южноуральцев.

«Малютка» М-105, стапельный номер С.302, была заложена 5 ноября (30 октября по другим данным) 1940 г. в городе Горьком на заводе «Красное Сормово» № 112. 2 сентября 1942 года отправлена на достройку в Молотовск (Северодвинск) на завод № 402. 23–26 ноября переведена в Мурманск для испытаний, затем перешла в Полярный. Приемный акт подписан 20.02.1943. С 17.03.1943 – вошла в состав Северного флота. Присвоено название «Челябинский комсомолец». С апреля 1943 года по апрель 1944 года участвовала в боевых действиях на Северном флоте, совершила 10 боевых походов. 12 мая 1944 года была отправлена по железной дороге в Поти, куда прибыла 8 июня 1944 года. 9 июля 1944 года вошла в состав Черноморского флота. 17 августа 1953 года выведена из боевого состава и переклассифицирована в учебную ПЛ. 10 июня 1955 года подводная лодка М-105 была исключена из списков судов ВМФ.

Одна из немногих подводная лодка М-105 дослужила до мирного времени на Черноморском флоте и была разрезана на металл.

***

Приведу описание только одного из походов «Челябинского комсомольца»:

Для контроля за проходом судов противника на норвежском берегу постоянно высаживались разведгруппы, в которые входили норвежцы.

14 октября 1943 года в районе Маккаур-Санн-фьорд лодка высадила разведчиков. Группа была уничтожена гестапо, но радист работал под контролем противника. В ночь с 18 на 19 октября подводная лодка была направлена для эвакуации группы. Условленных сигналов с берега не было. В ночь на 20 октября была вновь сделана попытка забрать группу, – никто не вышел. Норвежский разведчик, отправленный на берег, ценой своей жизни предупредил подводников о засаде. По лодке открыли пулеметный и артиллерийский огонь с близкой дистанции. Отходить от берега пришлось на глубине 5 метров. Началось преследование сторожевыми кораблями и тральщиком противника. На лодку была сброшена 191 глубинная бомба. Было повреждено освещение и заклинен вертикальный руль. Командир подводной лодки В.Н. Хрулёв, умело маневрируя, оторвался от преследования и привёл лодку на базу в Полярный.

Церемония вступления в строй  ПЛ «М-105».
Церемония вступления в строй ПЛ «М-105».

* * *

Подводные лодки «Малютка» выпускались с 1937 года. От конструкторов требовалась возможность транспортировки лодок по железной дороге. Вооружение состояло из двух торпедных аппаратов и пушки 45 мм со 195 снарядами. Медленное погружение, недостаточный запас хода под водой создавали проблемы для боевого применения. Лодки первых серий результативностью во время боевых действий не отличались. Более удачной оказалась доработанная XII серия. При сохранившемся вооружении и численности экипажа было увеличено водоизмещение, что позволило доработать оборудование. Погружалась лодка значительно быстрее, что сказывалось на ее выживании в условиях боя. Максимальная надводная скорость выросла до 14 узлов, скорость подводного хода – до 8 узлов. Дальность плавания надводная выросла до 1000 миль на максимальной скорости и до 3000 миль на экономической. В подводном положении новая лодка могла пройти на максимальной скорости 9 миль, но могла идти с такой скоростью всего час, а экономическим ходом – до 110 миль. В подводном положении «Малютка» XII серии могла вести боевые действия более суток. Применение «Малюток» на Северном флоте доказало, что преимуществом является не только возможность транспортировки лодок по железной дороге. Всего на счету «Малюток» числится 61 потопленное судно и 8 поврежденных судов.

В Советском Союзе было построено 153 подводные лодки типа «М», из них 78 лодок до войны, 22 во время войны и 53 лодки улучшенной XV серии после завершения Великой Отечественной войны. 28 подводных лодок «М» серия XII вступили в строй до начала Великой Отечественной войны и 18 – в ходе войны. 16 лодок данного проекта оказались на Черном море, 14 – на Севере, 9 – на Балтике и 6 – на Дальнем Востоке. В годы войны в 1944 году четыре «Малютки» с Тихого океана были направлены на Черное море. К месту назначения лодки прибыли уже после завершения войны. Сюда же были отправлены и 4 уцелевшие на Севере подводные лодки. В ходе Великой Отечественной войны погибло 26 подводных лодок типа «М» серии XII. На Севере погибли 9 лодок, на Черном море – 8, на Балтике – 7, ещё две «Малютки» погибли на Тихом океане.

* * *

Варангер-фьорд – ещё одна братская могила советских моряков-подводников Северного флота. Подводные лодки уходили из Полярного на боевое дежурство в Варангер-фьорд. Морские мины, бомбардировки противника, глубинные бомбы, аварии уносили жизни моряков-подводников. Неизвестны даже точные координаты мест их гибели.

М-175, капитан-лейтенант М.Л. Мелкадзе. 10.01.1942. Торпедирована германской подводной лодкой U-584.

М-176, капитан-лейтенант И.Л. Бондаревич. 22.06–04.07.1942. Пропала без вести в районе Варангер-фьорда.

М-173, капитан-лейтенант В.А. Терехин. 06–17.08.1942. Пропала без вести в районе Варде.

М-121, капитан-лейтенант В.П. Кожакин. 07–20.11.1942. Пропала без вести в районе Варангер-фьорда.

М-122, капитан-лейтенант П.В. Шипин. 14.05.1943. Потоплена в надводном положении у полуострова Рыбачий звеном Messerschmitt Bf 109.

М-106, капитан-лейтенант П.С. Самарин. 05.07.1943. Потоплена у мыса Нордкап кораблем ПЛО UJ-1217 (таран и глубинные бомбы).

М-172, капитан-лейтенант И.А. Кунец. 01–15.09.1943. Пропала без вести в районе Варангер-фьорда.

М-174, капитан 3-го ранга И.Е. Сухорученко. 14–24.10.1943. Пропала без вести в районе Варангер-фьорда.

М-108, капитан-лейтенант И.И. Юдович. 21.02.–06.03.1944. Пропала без вести в районе Конгс-фьорда.

* * *

«История малютки». Так назвалась книга, которую не дописал Израиль Фисанович. Такое название носил очерк Вениамина Каверина, написанный в 1942 году.

«Малютки» – грозное оружие советских подводников. «Малютки» совершали дерзкие рейды в порты противника. Дежурили на фарватерах, по которым проходили транспорты противника. Подводные лодки скрытно подходили к норвежскому берегу, высаживали разведчиков, а потом также скрытно забирали. Эти задачи были под силу только экипажам малюток. И каждый поход мог стать последним.

Подготовка торпеды к загрузке на ПЛ командир БЧ-2-3 ст. л-т  А. П. Харитонов (слева) офицер у торпеды – командир     М-105 капитан 3 ранга В.Н. Хрулёв
Подготовка торпеды к загрузке на ПЛ командир БЧ-2-3 ст. л-т А. П. Харитонов (слева) офицер у торпеды – командир М-105 капитан 3 ранга В.Н. Хрулёв

Подводная лодка «Малютка» под командованием капитана 3-го ранга Виктора Николаевича Хрулёва с честью пронесла название «Челябинский комсомолец». Но история «Челябинского комсомольца» имела продолжение. Продолжилась служба «Челябинского комсомольца» уже новой подводной лодкой Б-4 и в этом заслуга школьников челябинской школы № 10 и их руководителя Анатолия Ивановича Александрова.

Автор: Виктор КРАСУСКИЙ Продолжение здесь

Начало очерка здесь

Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин

Книга "Купола Кремля" здесь

Книга "Три власти" здесь и здесь