Найти в Дзене

"Трудно быть богом": умные нам ненадобны. Надобны верные.

Оглавление

Каждый диалог героев, в том числе внутренний – новая тема для размышлений и новая страница в сборнике цитат. Великолепный главный герой, за которым интересно наблюдать, погружаться в него, проживать вместе с ним боль, гнев, непонимание, бессилие, ненависть.

О чем?

Перед нами фантастический мир - другая планета, население которой живет в около-средневековье. Здесь царят и процветают жестокость, насилие, невежество. Главный герой Антон в составе группы ученых-исследователей историков с Земли, работая "под прикрытием", собирает данные о том как живет и развивается общество с точки зрения исторического процесса.

Для меня эта история, в первую очередь, о пределах невмешательства человека в естественный ход вещей, личной ответственности и возможности сохранять наблюдательную позицию в условиях максимального беззакония, тотальной несправедливости, насилия, мракобесия и невежества.

Даже принимая во внимание то, что Румата – Антон всего лишь исследователь/наблюдатель, который отлично знаком с ходом истории и развития общества, он все равно в первую очередь человек, которому не чужды гнев, ярость, ненависть, привязанность и сострадание.

Впечатления:

Очевидно, что Антон был послан в Арканар, чтобы не просто наблюдать и ни в коем случае не вмешиваться в естественный ход вещей. Отнюдь, ведь его задание заключалось и в том, чтобы спасать и вызволять из смертоносных сетей дона Рэбо прогрессивных образованных противников устоявшегося миропорядка.

Насколько Антон был готов к этой работе – и можно ли в таких условиях сохранять беспристрастность и относится ко всему как к эксперименту?

Ведь нам не зря привели пролог с эпизодом из детства главного героя. Он уже тогда – шел против течения, свернув на дорогу под запрещенный знак, не мог остановиться и, не смотря на очевидную опасность для друга, до конца играет Вильгельма Телля.

Это второй вопрос, с которым я осталась после прочтения.

Настолько ли действия Антона обусловлены милосердием, благородством, обостренным чувством справедливости и человеколюбием, или же это такой тип личности и преобладает здесь тщеславие и чувство собственной исключительности и избранности?

И третья, но не менее важная тема для меня – вопрос возможности применения силы против режимного насилия и силовой борьбы за собственную свободу и свободу тех, кому она не нужна.

Где грань человеческого терпения и стоит ли ему терпеть и приспосабливаться, надеясь на естественное разрешение всех бед или только взяв в руки условные вилы, оно сможет отстоять собственную честь и жизнь?

- Ты лучше вот о чем подумай, кузнец. Ты один как перст, да таких перстов вас в городе тысяч десять.
– Ну? – сказал кузнец.
– Вот и думай, – сердито сказал Румата и пошел дальше.
Черта с два он чего-нибудь надумает. Рано ему еще думать. А казалось бы, чего проще: десять тысяч таких молотобойцев, да в ярости, кого хочешь раздавят в лепешку. Но ярости-то у них как раз еще нет. Один страх. Каждый за себя, один бог за всех.

Из нескольких диалогов Руматы, понятно, что изначально именно в применении силы он видит решение всех бед арканарцев.

Неужели тебе никогда не хочется подраться, Киун? Все разговоры, разговоры...
– Нет,– сказал Киун.– Мне никогда не хочется драться.
– В том-то и беда,– пробормотал Румата
-2

Какой же большой удачей было начать знакомство со Стругацкими именно с этой книги! Авторы создали, что-то по-настоящему особенное, не похожее ни на что, написанное ранее, актуальное и сегодня, вызывающее стремительный поток тяжелых мыслей и эмоций.

Резкий контраст пролога с первыми главами, погружающими в около-средневековье и не сразу открывающийся контекст нахождения главного героя в вымышленных землях Арканара, могут слегка напугать и озадачить. Но в момент, когда приходит осознание какова его роль/миссия/работа – это восторг.

✔Личная оценка: 10/10

#книга #книги #книжныйотзыв #книжныеподборки