Найти тему
История моды с Марьяной С.

О платье королевы, неловкости и белье

Некоторые вещи нужно просто прочувствовать самому. И нарядов это тоже касается. Если сама пробуешь носить платья, стилизованные под предыдущие эпохи, то становится пусть немного, но понятнее, что чувствовали те, кто носил их когда-то.

Возьмём, к примеру, платье-сорочку времён Марии-Антуанетты. О его истории я когда-то писала (подробнее - здесь), но вкратце - это очень простое платье. Как правило, светлое, лёгкое, из хлопка, надевавшееся через голову - идеальный, кстати, летний вариант. По сравнению с обычным женским костюмом платья-сорочки были так просты, что их прозвище не удивляет. Не нательная сорочка, конечно, но... недалеко ушло.

И, знаете, мне тоже захотелось такое платье.

Слева - портрет мадам де Моретон, справа - портрет герцогини де Полиньяк, оба - Элизабет Виже-Лебрён, 1782. (сс) Wikimedia Commons
Слева - портрет мадам де Моретон, справа - портрет герцогини де Полиньяк, оба - Элизабет Виже-Лебрён, 1782. (сс) Wikimedia Commons

Благо у меня есть подруги, которые хорошо знакомы с историей костюма и регулярно шьют соответствующие наряды. Моё платье стало не фантазией на тему, а фактически точной копией одной из моделей, и, если бы оно было сшито не на машинке, а вручную, его можно было бы назвать реконструкцией. Ну и ткань современная, но максимально близкая по плотности и внешнему виду к тем, из которых когда-то шили эти самые платья-сорочки. Тонкий белый хлопок в белую же полоску.

Я взяла его с собой в поездку на один из фестивалей, где должна была вести мероприятия, связанные с историей костюма. Настала очередь надеть и это платье - уже не на примерке, а полноценно вывести его в люди. Как сейчас помню, переодевалась я в большом зале с зеркалом во всю стену. И первая же мысль, когда я в зеркало посмотрела, была такой: "На люди я в этом не пойду".

Фото (с) Вера Грязева
Фото (с) Вера Грязева

Да-да, у меня давно профдеформация. И, например, закрытость нижнего белья предыдущих эпох не спасает от того, чтобы помнить - это бельё, быть только в нём - неприлично, даже если оно плотно закрывает тебя от шеи до пят. А это платье казалось просто нижним бельём. И всё.

Но делать ничего, я одевалась дальше. Добавила широкий кушак, ленты на рукава того же оттенка (на этих фотографиях другой кушак и нет тех самых лент, которыми рукава можно прихватить выше локтя), головной убор, украшения... Словом, постаралась смягчить этот бельевой эффект, и это помогло. Чуть-чуть. :)

Фото (с) Вера Грязева
Фото (с) Вера Грязева

Потом я надевала своё платье-сорочку неоднократно, экспериментируя с аксессуарами (уже были и голубые, и фиолетовые, и розовые), меняла шляпки, перья, сумочки-мешочки и корзинки. Пожалуй, это теперь один из самых моих любимых "исторических" нарядов. Зато возмущение публики портретом Марии-Антуанетты в таком платье стало намноооооого более понятным. :) Если уж даже я не смогла его не воспринять именно так!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!