Найти в Дзене
ProPolitota

Стратегический или региональный?

Текущая международная повестка, если быть точнее - события на Украине,  это ничто иное как печальное продолжение конфронтационной политики Великих держав XX века.

Сегодня очевидно, что события на Украине - это не региональное столкновениt интересов двух соседних государств на спорной территории (как Нагорный Карабах или Южная Осетия), а стратегический конфликт очередного передела сфер влияния. 

Почему так? Потому, что любой территориальный спор становится актуален с момента появления спорного образования; потому, что стороны, как правило, сразу заявляют претензии; потому, что подобного рода конфликт носит, опять-таки, как правило, национальный, религиозный или этнический характер. 

В данном случае такого спора не было, после распада СССР, появилось государства Россия и Украина, потенциально спорному образованию Крыму не без приключений (в 1992 году Крым обьявил себя суверенным государством и до 1998 года бодался с большой Украиной за свою независимость, а России было не до этого) был предоставлен статус автономии в составе унитарного государства Украина. Какое-то время схема работала, потом наступил 2014 год и Крым вернулся в состав России, которую, к слову, покинул не по своей воле в 1953 году благодаря Никите Сергеевичу Хрущеву.

Что касается ЛНР и ДНР, то там ситуация далека от простого территориального спора. Изначально - это не спорные территории, а результат недальновидной внутренней и внешней политики. Очевидно, что проблемы на приграничных территориях крупного (и надо было как-то все-таки понять, что сравнительно сильного) соседа, где проживает русскоязычное население, не оставят этого соседа равнодушным. Подобный приграничный конфликт дестабилизировал ситуацию регионе, угрожая национальной безопасности РФ, и вызывал беспокойство за судьбы простых людей (что в целом, не удивительно, если  их же Правительство с ними же воюет). 

Более того, в отличие от традиционного территориального спора (например постоянно разгорающийся, потом утихающий конфликт в Нагорном Карабахе), ЛНР и ДНР никогда не был предметом открытого противостояния РФ и Украины. 8 лет ситуация развивалась поступательно, пока видение путей разрешения конфликта со стороны Украины не стало угрожать национальной безопасности его соседа.  

Были ли пути избежать текущего сценария? Очевидно были, далеко не все средства дипломатии были исчерпаны, даже в Минском формате, но для этого требовалась политическая воля всех участников процесса. Тем не менее, когда один участник начинает отказываться от выполнения своих обязательств, а ОБСЕ попустительствует, очевидно, что сторона, чьим национальным интересам ситуация угрожает непосредственным образом, начинает действовать, исходя из тех возможностей, которые у неё имеются. 

Почему ситуацию на Украине нельзя вернуть в дипломатическое русло? Если бы на то была воля «Большой политик», то призвать к миру и «усадить» соседей за стол переговоров можно было бы в любой момент. Но «Большой политике» война выгодна. Война выгодна всегда, особенно без объявления войны. Военные действия - это большие деньги (например, миллиарды и миллиарды долларов помощи со стороны США, которые печатаются и днем и ночью). Военные действия - это безболезненный способ обновить свой ВПК. Военные действия - способ обвинить всех вокруг в своих ошибках, особенно после двух лет пандемии.