Ни для кого не секрет, что мир не стоит на месте, но вместе с научно-техническим прогрессом человечество приобрело и огромное количество экологических проблем. Каждый день в новостных лентах мы сталкиваемся с сообщениями о негативном влиянии общества на природу.
Воспитание в человеке любви к природе, бережного к ней отношения уже давно переросло из педагогической проблемы в остросоциальную. И ее решение требует многого — новых знаний, новых ценностей, нового менталитета. Когда же приступить к формированию нового взаимоотношения человека и природы? Безусловно, с детства. Именно с детства нужно учиться жить в гармонии с природой.
Вопрос взаимоотношения человека и природы поднимался задолго до нашего века. О своих принципах и методах воспитания, исходя из законов природы, писали такие великие ученые-педагоги, как Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци. Ушинский говорил о природе как об одном из самых «могущественных агентов в воспитании человека», утверждал, что без нее «самое тщательное воспитание всегда будет отдавать сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью».
«Ох уж эти сказочки…»
Формирование ценностного отношения к природе у ребенка — это длительная и кропотливая работа. Главным помощником в этом деле, как для родителей, так и для педагогов, становится книга. Именно книга формирует представления о добре и зле, о месте и назначении человека в обществе, развивает высокие человеческие чувства, а также влияет на мировоззрение и поведение человека, помогает постичь мудрость жизни. Благодаря общению с литературными героями, перенимая у них поучительные положительные черты, качества, дети становятся добрее и человечнее.
Огромный воспитательный потенциал содержат в себе произведения, в которых поэты и писатели воспевают красоту и величие природы. Но настоящий кладезь информации содержится в сказках. Сказки — одна из первых литературных форм, с которой знакомятся дети. Именно сказки закладывают в ребенке первоначальное представление о мире животных и растений. При чтении обращайте внимание на окружающий персонажа мир — красоту леса, повадки животных; нарисуйте вместе с малышом волшебную жар-птицу или царевну-лебедь, поиграйте в иллюстраторов народных сказок, и вскоре вы заметите, что ребенок будет обращать внимание на красоту природы не только на страницах книги, но и в реальной жизни.
Со временем и приобретением первого читательского опыта малыши будут готовы не только к беседам о прочитанном, но и к викторинам и даже дискуссиям и диспутам, что развивает критическое мышление ребенка, которое так же необходимо, как и жизнь в гармонии с окружающей средой.
Общение с природой
Но одних книг мало! Невозможно узнать и полюбить природу, не прикоснувшись к ней. Душу воспитывают впечатления, поэтому день, проведенный ребенком посреди деревьев и полей, «стоит многих недель, проведенных за учебной скамьей» (К. Д. Ушинский).
Джозеф Корнел в свое книге «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми» приводит пять правил обучения детей на природе, в основе которых лежат два чувства — «уважение к детям и благоговейное отношение к природе».
1. «Меньше учите, больше делитесь»
Корнел предлагает не только рассказывать детям какие-либо факты, но и говорить им о чувствах, которые вызывает природа. Расскажите о том, как трудно вырасти травинке на асфальте, как сложно тонким веткам противостоять ветрам и вьюгам. Вкладывайте при этом свое отношение к ситуации, восхищайтесь, сопереживайте, а самое главное — делитесь с детьми своими чувствами!
2. «Будьте открытыми к восприятию»
Не ищите специального времени для обращения к природе, в ней каждое мгновение происходит что-то новое и удивительное. Научитесь слышать малыша, будьте готовы ответить на самые неожиданные вопросы, реагируйте на настроение ребенка, наполняйте общение чувствами.
3. «Сразу же сосредоточьте внимание ребенка»
Воспитывайте наблюдательность постепенно, каждое открытие малыша встречайте с радостью и интересом.
4. «Сначала наблюдайте, говорите потом»
Название растений и животных, так же как и имя человека, несет в себе мало информации о его характере, повадках. Опыт прямого общения с природой редко забывается детьми. Наблюдайте. Наблюдайте за падением листа, полетом птицы, копошением муравьев, окунитесь в приключение вместе с ребенком.
5. «Познание природы должно быть пронизано радостью!»
Когда вокруг царит атмосфера веселья и радости, дети с большим интересом тянутся к познанию. Наполните обучение весельем, заразите своим воодушевлением всех вокруг, и тогда результаты не заставят себя ждать!
Живая забота
Весенняя капель и озябшие синички на улицах города дают простор для творчества, яркие кормушки из прикладного материала не только дают вторую жизнь вышедшим из употребления вещам (можно использовать пластиковые бутылки, обрезки цветной бумаги и картона, да и вообще всего, на что хватит вашей фантазии), но и разовьют творческий интеллект ребенка, научат бережному отношению к братьям нашим меньшим.
Это лишь первый шаг на пути к воспитанию любви к природе, как говорил С. Образцов, педагог и создатель кукольного театра, любовь «возникает тогда, когда ребёнок начинает чувствовать ответственность за своего котёнка, посаженную берёзку, прилетевшего снегиря».
Немного практики
«Биение сердца». Расскажите ребенку о том, что у дерева все так же, как и у человека, оно ест, отдыхает, дышит, внутри него бьется «сердце».
Эту игру лучше провести весной, выбрав для нее дерево с тонкой корой и с небольшим по диаметру стволом. С помощью стетоскопа прослушайте внутреннюю жизнь дерева. Затем предоставьте малышу возможность услышать стук собственного сердца, биение сердца домашних животных. Окунитесь в многообразие ритмов и услышьте настоящую музыку природы!
«Пешком вслепую». Эта игра не только сблизит вашего малыша с природой, но и разовьет его воображение и установит доверительные отношения между вами. Отправьтесь на прогулку в ближайших парк, а лучше лес. Выберите небольшую полянку. Наденьте на глаза ребенка повязку и станьте его проводником в волшебный мир леса. Пусть малыш услышит музыку ветра, почувствует запахи скошенной травы и земляники. Не забудьте поинтересоваться его ощущениями и чувствами. А затем поменяйтесь ролями. Пусть «проводник» покажет вам те места полянки, которые кажутся ему наиболее интересными. Гарантированно, что в пути вас ждет множество открытий! Вы узнаете много нового не только о природе, но и друг о друге!
«Угадай, кто я». Прикрепите на спину малыша картинку с изображением животного. Затем ребенок задает вопросы, чтобы узнать, какое он животное. Это упражнение поможет не только классифицировать уже имеющиеся знания по зоологии, но и разовьет речь.
«Чудесный мешочек». Отправьтесь с ребенком в контактный зоопарк, где можно угощать зверей. Приготовьте для малыша чудесный мешочек с вкусными угощениями для жителей зоопарка — орехи, яблоко, морковку, пшено, салатные листья. Ребенок будет доставать из мешочка угощение и искать того, кто действительно любит это лакомство. Эта игра познакомит малыша с вкусовыми предпочтениями животных, а также научит заботиться о них.
Материал опубликован сетью детских центров развития «Бэби-клуб» (автор текста: Ольга Макарова Специалист по работе с детьми, Бэби-клуб на Ст. Разина, Самара)
Источник: Газета для родителей Бэби-клуб (Выпуск 27)