На сей раз обойдёмся без долгих прелюдий, а сразу приступим к чтению: «Женщина лежала на дне большого каноэ в трёх или четырёх дюймах от грязной воды, укрывшись грубой накидкой. Каждой клеточкой утомленного долгой дорогой тела она ощущала ритмичные движения вёсел, но не знала, куда её везут. Уже три луны они плыли по реке через топи и болота. Несколько раз по дороге её перепродавали. В тесном помещении посреди лодки, где уже несколько дней её держали вместе с десятками других узников, она узнала, что этот этап путешествия подходит к концу...» Так начинается книга американского профессора, историка и писателя Маркуса Редикера «Корабль рабов. История человечества».
Если бы бедная пленённая женщина знала, что ждёт её впереди, то, с большой вероятностью, сошла бы с ума. Чёрный невольник в глазах белого хозяина – уже не человек (да никогда им и не был). Это дорогостоящий товар или, если хотите, – ценный сельскохозяйственный инструмент для хлопковых и тростниковых плантаций. Только вдумайтесь: за 400 лет работорговли (с XV до XIX веков) больше 12 миллионов человек были погружены на невольничьи суда. Около двух миллионов умерли в пути, выжившие же трудились день и ночь, принося плантаторам чудовищные прибыли. Именно в те годы сколачивались крупнейшие западные капиталы. Копни сейчас родословную какого-нибудь европейского или американского магната, и с большой долей вероятности окажется, что его далёкий предок не брезговал работорговлей и безжалостно эксплуатировал африканцев. Впрочем, деньги не пахнут.
Маркус Редикер сделал великую вещь: в «Корабле рабов» писатель умело совместил документы и свидетельства тех лет с исследованиями учёных и рассказал историю взаимоотношений угнетателей и угнетённых простым и доступным языком. По оценке автора, именно невольники принесли процветание Западу и сделали возможным тот хвалёный богатый, благополучный и благоустроенный «цивилизованный» мир, который мы знаем сегодня. Работорговля становилась движущей силой для развития всех сфер жизни. К примеру, необходимость в постоянном строительстве и совершенствовании кораблей для перевозки невольников в конечном счёте превратила Британию в мощнейшую морскую державу.
Во вступлении к книге Карен Шахназаров справедливо отметил, что «мозаика, составленная Редикером из человеческих историй, производит сильное впечатление, способное изменить представление об истории и современности. Многие проблемы западной цивилизации, о которых сегодня говорят средства массовой информации, имеют непосредственное отношение к описываемым событиям». Помимо шокирующих цифр и фактов, особый интерес вызывают невыдуманные биографии очевидцев тех страшных лет. Пленники и матросы (чьё положение на корабле мало чем отличалось от невольничьего, их могли так же выпороть, заморить голодом и извести всеми доступными способами) большей частью остались безымянными или обошлись прозвищами, но вот фамилии капитанов-работорговцев писатель назвал во множестве. Уильям Снелгрейв, Уильям Уоткинс, Роберт Норрис... Интересно, на стенах чьих европейских замков нынче красуются портреты подобных, в высшей степени примечательных людей? И каково их далёким потомкам листать «Корабль рабов» и читать о деяниях своих родственников? Боюсь, что совершенно безразлично.
Однако сказать, что главной целью команды было замучить пленников – в высшей степени неверно. Напомню, что рабы – это дорогостоящий товар. Капитан, если не ошибаюсь, получал сверх жалования 6% от продажи невольников, и за рабами по возможности следили. Их даже осматривал доктор. Набирали же лучших из лучших, самых крепких, у кого были максимальные шансы пережить долгое морское путешествие. Так, работорговец Хэмфри Морис «требовал от капитанов приобретать рабов в возрасте от двенадцати до двадцати пяти лет, так, чтобы на двух мужчин приходилась одна женщина, и чтобы они были «хорошие и здоровые, не хромые и не больные». В рабство старались не брать «карликов и слишком высоких; уродливых; женщин с отвисшими грудями, которых смертельно ненавидят испанцы; страдающих лунатизмом, летаргией; слабоумных». Также работорговцев отпугивали жёлтая кожа у негров, пятна и язвы, отсутствие зубов, пальцев или глаза, тонкие голени и кривые ноги. Словом, отбирали как скот.
С невольничьего судна бедолагам некуда деться – Редикер особо отметил этот факт. Хотя бунты и восстания вспыхивали часто. В конце концов, быстрая смерть для раба – едва ли не награда. Достаточно прыгнуть за борт, и муки прекратятся. А в воде уже поджидали акулы, неотрывно следовавшие за кораблями рабов: «подобно «алчному грабителю», акула «следит за кораблем в ожидании того, чем она может поживиться. Если в это время какой-либо человек оказывается в воде, он обречен на безжалостную гибель». Молодой Сэмюэл Робинсон вспоминал ужас перед жадным хищником: «Сам вид акулы, медленно плавающей вокруг судна, ее черный плавник, торчащий на два фута выше воды, ее широкая морда и маленькие глазки, весь ее злодейский вид вызывал дрожь даже на безопасном расстоянии...» А на берегу ждали акулы капитализма...
Антон АГЕЕВ.
#книгочей
#обзор книги
#история
#работорговля
#рабы
#корабль рабов
#маркус редикер
#карен шахназаров
#капитализм
#акулы