Найти тему

Как в стабильной компании создать боевой настрой стартапа

Оглавление

Каждое утро вы идете по стандартному коридору бизнес-центра класса «Б», ища глазами дверь офиса. Безликие двери соседних компаний отличаются только количеством черных букв на белых табличках. Входите в приемную, где секретарь Аня уже разложила на столе кипы документов.

Стоп, нет! На бумаге теперь принято экономить, поэтому она не отрывает глаз от монитора. Как и все остальные тридцать сотрудников. Кто-то поздоровался, другие не заметили вашего прихода. Обычный день обычного офиса. Скука, тоска и рутина.

А где-то там кипит совсем другая жизнь! Люди играют в настольный футбол, обмениваясь новостями и рассказами о вчерашнем вечере. Никаких серых столов и черных стульев в кабинетах, да и кабинетов нет – огромное помещение с пушистым ковром, кресла-мешки, секретарь Аня в ярких шлепанцах раздает апельсины.

Именно так представляем мы культуру стартапа, где царит боевой настрой и позитивная атмосфера.

Талантливые сотрудники, молодые, вдохновленные, летят как бабочки на огонек в многочисленные стартапы. А стабильные компании – удел уставших от жизни и работы зрелых людей, мечтающих о пенсии, а не новых вершинах.

Мухи дохнут, а сотрудники спят. Pexels, автор фото: Andrea Piacquadio
Мухи дохнут, а сотрудники спят. Pexels, автор фото: Andrea Piacquadio

В обоих случаях это клише. Зачем выбирать между ними, рискуя потерять ценности, которые позволяют процветать давно зарекомендовавшим себя компаниям? Можно соединить лучшее из этих двух миров, а мы расскажем как.

Что такое корпоративная культура стартапа

Стартап – это новый тип корпоративной культуры, направленный на устранение барьеров и слом препятствий роста, которые характерны для стабильных корпораций. Но не спешите планировать слом стен и перегородок в офисе – речь о других барьерах.

Легендарный Тони Шей, венчурный капиталист и СЕО Zappos.com, делился секретами найма в интервью изданию HuffPost:

Создание и поддержание корпоративной культуры начинается с процесса найма. У нас в Zappos есть две серии собеседований: первое проводится менеджером, который смотрит на опыт, технические навыки и знания; второе – епархия отдела персонала, который проверяет соответствие корпоративной культуре. После приема на работу сотрудник проходит 4-недельный цикл обучения. Мы рассказываем каждому об истории Zappos, важности обслуживания клиентов, нашем долгосрочном видении и философии корпоративной культуры.
Мы также предлагаем каждому сотруднику 2000 долларов, чтобы он бросил курить, так как хотим быть уверенными, что он хочет больше, чем просто зарплату.

В чем ценность стартап-культуры

Рассказывает Данил Лежанкин, юрист и предприниматель из Санкт-Петербурга с тремя стартапами за плечами:

Из минусов стартапа – вы не знаете, будете ли работать через месяц, часто даже не знаете, будут ли деньги на ближайшую зарплату у вашего работодателя.
Но из плюсов – обычно все понимают рисковость мероприятия. И понимают, что иногда шанс успеха низкий. Но все равно работают, потому что не столько деньгами дорожат, сколько самой идеей.
Стартап – это маленькая команда единомышленников. У людей общая идея, общая цель (не деньги, а полезный продукт), соответственно – отличная мотивация и такой естественный командный дух. Без всяких тимбилдинг-тренингов: людей не надо учить работать в команде, просто потому что они действительно объединены одной общей целью. Короче, словно группа единомышленников занимается своим любимым хобби фултайм, а не «отсиживает» время в офисе по часам.

Так что же можно сделать, чтобы боевой дух стартапа ворвался в устоявшуюся среду давно работающей компании?

Создаем боевой дух стартапа: чек-лист из 7 карточек

1. Будьте примером – начните с себя

Об этом часто забывают руководители:

  • требуют жесткого соблюдения дисциплины, а сами опаздывают каждый день;
  • повышают голос, устраивают разнос за малейший промах – а сами забывают о важной дате дедлайна.

Команда мотивирована настолько, насколько мотивирован ее лидер. Речь не только о генеральном директоре – энергия и тяга к риску должны идти сверху вниз и пропитывать все, что попадается на пути.

2. Переосмыслите и переформулируйте миссию

У стартапов нет времени на такие изыски – им нужно срочно «допилить продукт» и начинать продажи. Зато у них есть мечта – о совместном успехе. Можем ли мы в традиционной компании дать каждому почувствовать, что он является частью общей идеи? Конечно!

Перепишите формулировки миссии, сделайте их современными, улучшите систему вознаграждения и рассмотрите возможность долевого участия, чтобы сотрудники чувствовали себя так, как будто это их собственная компания.

3. Нанимайте правильных людей

Все, кого вы приглашаете в команду, должны в нее вписаться. Сотрудник – не сарделька в вакуумной оболочке, он будет вариться в одной кастрюле со всеми и не должен вносить дисгармонию в коллектив.

Нанять нужного человека – больше, чем выбрать лучшее резюме из пачки. Смотрите на мотивацию, эмоциональный интеллект, а также на то, найдет ли новичок общий язык со старыми сотрудниками.

4. Рабочее место имеет значение

Если бы вы делали предложение своей девушке, то, скорее всего, это произошло в хорошем ресторане. Точно так же, чтобы ваши сотрудники могли внедрять инновации, они должны находиться в высокоэнергетической среде.

Постройте офис с открытой планировкой, без кабинок, кафетерием, инкубатором – всем тем, что обеспечит благоприятное пространство для мозгового штурма. И настольный футбол с апельсинами, да.

Рабочее место вполне может вызывать счастливую улыбку. Pexels, автор фото: Andrea Piacquadio
Рабочее место вполне может вызывать счастливую улыбку. Pexels, автор фото: Andrea Piacquadio

5. Заботьтесь о сотрудниках

В стартапах принято работать на износ, не считая рабочие часы. Стабильные компании отличаются устоявшимся графиком с 09.00 до 18.00, отдыхом по субботам и воскресеньям, отпуском в летние месяцы.

Но если вы все время идете на уступки сотрудникам, окружаете их заботой – в авральной ситуации они и вечером задержатся, и отпуск перенесут. Порой даже без ваших просьб.

6. Признавайте чужие достижения

В стартапы идут люди с высокой мотивацией и ориентацией на успех. Скорость, энергия, натиск – и новая вершина взята.

Чтобы подобный огонь горел внутри ваших сотрудников, хвалите их, награждайте даже за локальные победы. Для вас это может быть крохотный шаг вперед, а для них – часы тяжелой работы. Если люди не чувствуют, что их ценят, то и особой отдачи ждать не стоит.

7. Заведите генератор новых идей

Дайте персоналу возможность креативить и генерировать идеи. Google поощряет своих сотрудников тратить 20% времени на собственные проекты. Это дает людям новые возможности в рамках одной и той же компании и воспитывает стремление к инновациям.

Примеры идеальных стартап-культур

Spotify

Spotify – яркий пример стартапа, известный всему миру не только меломанам:

  • команды разработчиков и продуктов организованы в кросс-функциональные группы по 8 человек;
  • каждая группа имеет полную автономию в том, что она создает;
  • у каждой группы есть миссия, но все они вливаются в общую миссию и цели компании.

Auth0

Auth0 –  платформа, предоставляющая готовые решения для разработки сервисов разных уровней сложности. Этот стартап предоставляет своим инженерам большую свободу для инноваций и экспериментов. Неудачи и ошибки поощряются, особенно поощряется учиться на них и продолжать двигаться вперед.

Фишкой стартапа до недавнего времени была удаленная работа – но сейчас этим уже мало кого удивишь.

Wistia

Wistia – сервис для глубокой аналитики видеороликов. Его опыт очень интересен тем, кто хочет позаимствовать боевой дух стартапа для команды. Там создали школу кода Wistia, в которой объединяют разработчиков с сотрудниками, изъявившими желание научиться кодить.

Выпускники школы работают в службе поддержки клиентов – и начинают решать проблемы с кодом самостоятельно, а не открывать заявки и просить помощи у инженеров.

Заключение

Культура стартапа, его боевой настрой – это:

  • команда единомышленников, объединенная общей целью;
  • лидер с высокой мотивацией, заряжающий энергией всех сверху вниз;
  • миссия в современной формулировке – слова, наполненные смыслом, а не пустой красотой;
  • наем правильных людей – искать не резюме, а личности;
  • рабочие места, создающие среду, способствующую внедрению инноваций;
  • забота о сотрудниках – на взаимовыгодной основе;
  • признание чужих достижений – поддержка огня изнутри;
  • поощрение сотрудников на новые проекты – в специально выделенное время.

Что из этого может быть лишним в стабильной компании? Пробуйте, внедряйте, идите по этой дороге вместе с командой – к новым вершинам, целям и процветанию.