Он прекрасен в любое время года: белый храм на высокой горе. Его отлично видно с дороги, а прогулка по территории монастыря всегда действует умиротворяюще.
История Белогорского монастыря неразрывно связана с историей России. Появление на Белой горе монахов по времени совпало со случаем, который вошел в историю под названием инцидент в Оцу. Со времен Петра I все будущие правители России для расширения кругозора должны были совершить хотя бы раз в жизни далекое путешествие. В 1890 году в такой вояж отправилсябудущий император Николай II. Все шло своим чередом, но ближе к концу путешествия, 29 апреля 1891 года в японском городе Оцу цесаревич чуть не погиб от шашки японского городового, который неожиданно бросился на Николая. Наследника спасла хорошая реакция: оба удара пришлись по касательной. И хотя раны были около
10 см в длину каждая, а на черепе осталась зарубка, будущий император, можно сказать, легко отделался.
В русском языке память об инциденте в Оцу хранится в виде бранного выражения «японский городовой».
В России тогда Романовых еще очень любили, и на Белой горе почти мгновенно появился огромный Царский крест, установленный в память о чудесном спасении наследника*. В память об этом же событии был освящен и главный храм Белогорского монастыря – Крестовоздвиженский собор. Его строительство началось в 1902 году и продолжалось 15 лет. Проектировал храм и руководил стройкой гражданский инженер
Е.И. Артемов. Он оборудовал собор новейшей по тем временам вентиляцией и паровым отоплением, пол вымостил метлахской плиткой, на предсоборную площадь положил асфальт.
Размеры Крестовоздвиженского собора – по 25 саженей (53,25 м) в длину, ширину и высоту. На крыше пять больших куполов и еще пять малых. Вместимость собора – 8 тысяч молящихся. Крестовоздвиженский собор стал самым большим и богатым не только в Пермской губернии, но и на территории большей части страны.
Эту великую стройку монастырь финансировал почти самостоятельно. Его хозяйство накануне Октябрьского переворота было – куда там советским колхозам. Огороды, пасека, сад, скотный двор с 40 коровами и 100 лошадями, три пекарни, девять рыбных прудов. Муку монахи делали на собственной мельнице, кирпичи на своем заводике, а доски на монастырской лесопилке. Кроме того, были у монастыря мебельный сарай, слесарная, столярная, кожевенная, сапожная, портняжная и фотомастерские, а также типография, больница, аптека, библиотека, сиротский приют и церковно-приходская школа. Отдельное производство занималось изготовлением церковной утвари. Возможно, здесь сказался кержацкий характер настоятеля Белогорского монастыря отца Варлаама (Василия Коноплёва). Он вышел из среды раскольников, которые всегда славились трудолюбием и хозяйственной смёткой.
Монастырь просуществовал недолго. В 1918 году его объявили гнездом контрреволюции. Настоятель Варлаам был зверски замучен. Варварскому разгрому подвергся весь монастырский комплекс. Экспроприированные святыни и ценности, оборудование и инструмент мастерских, книги из библиотеки, продуктовые запасы и одежду вывозили несколько дней на сотне подвод. Часть монахов расстреляли, часть отправили на принудительные работы в Пермь. На место Царского креста поставили памятник В.И. Ленину, с колокольни Крестовоздвиженского собора сняли колокола.
В разное время на территории бывшего монастыря были школа-коммуна, дом престарелых, лагерь для репрессированных и спецпереселенцев, дом инвалидов и, наконец, психбольница. В Крестовоздвиженском храме были пекарня, засолочный пункт, склады и клуб, а с середины 60-х годов прошлого века он стоял бесхозный и заброшенный. Именно в это время храм больше всего пострадал от кладоискателей. Местные, а вслед за ними и приезжие были уверены в том, что монахи до прихода красных сумели спрятать на территории храма богатый клад. По рукам ходили даже некие рукописные планы его местонахождения. В процессе поиска клада были взломаны каменные полы собора, раздолблены стены, а также оконные и дверные проемы. В довершение ко всему в 1979 году кто-то поджег купола…
То, что осталось от монастыря, Русской православной церкви возвратили в 1990 году. Архимандрит Варлаам в 1998 году был канонизирован, теперь его называют преподобномученик Варлаам Белогорский. На Белой горе снова идет монастырская жизнь.
Фрагмент книги "Урал. Антология лучшего", Издательство "Азимут, 2014 год, автор Светлана Логинова