Найти тему

Групповизм, или если с другом вышел в путь веселей дорога?

Групповизм, или если с другом вышел в путь
Групповизм, или если с другом вышел в путь
Групповизм, или если с другом вышел в путь

Для начала отступление (как говорится, «здравствуйте и до свидания!»): в диснеевской мультипликации «Спящая красавица» 1959 года Аврора, золотоволосая и красногубая-всё время ходит босиком. Это же какие у неё должны быть грязные ноги: и по деревянному полу босиком, и по земле на лесной опушке босиком. Видимо, чтобы понравиться принцу, достаточно обладать прекрасным голосом и теми самыми волосами и губами. Что ж, прекращаем мыть ноги, в офис в престижном бизнес-квартале теперь только босиком! Ой, голоса же нет и волосы не золотистые. Придется всё-таки в кроссовках. Раньше принц приезжал за своей принцессой на коне, теперь принцесса приходит за ним в кроссовках.

На работу я надела новую джинсовую юбку в стиле 90-х. Соответственно, длина её оказалась выше колена, а это значит, что в офис следует надеть тонкие черные колготки (о чулках на рабочем месте не может быть и речи-отвлекают от дел), дабы прикрыть неуместно оголенные ноги. Что же сделала моя новая юбка с абсолютно такими же новыми колготками? Она изодрала их нижней пуговицей, наставив затяжек и дыр. В общем, еще немного и я буду похожа на тусовщицу из Мутабора в порванных колготанах (да, один раз я была в Мутаборе, успела потерять телефон, не зайдя в сам зал, потому что атмосфера и музыка испугали меня еще на фэйс-контроле-досмотре; сори, этот андеграунд оказался слишком андеграундным).

Что роднит меня и принцессу Аврору? Нам обеим всё равно на мнение окружающих. У нее грязные ноги, у меня-изодранные колготки. Не по нашей вине: Аврора не отвечает за чистоту земли, я не отвечаю за склонность собственной юбки к созданию развратных образов. Входим ли мы в группу? Относительно тусовки Мутабора-да, мы в группе. Относительно всего остального нормального мира мы вне норм.

Преданные поклонники модных показов и светских тусовок (премьер, завтраков, выставок и т.д.) всегда в группе. Так удобно, так безопасно, все они как будто «я с друзьями, мы понимаем друг друга и говорим на одном языке, мы вместе, и никто не докажет нам, что мы странные, потому что у нас тут такой раздутых пафос псевдоотстраненности, что держаться лучше вместе-так пафос мощнее и ощущение исключительности тоже».

Коллеги по офису сбиваются в группы, потому что так тоже, да, безопаснее и комфортнее для психики: «меня нельзя уволить-я хожу со всеми курить; меня нельзя не любить-я же всем желаю хороших выходных в пятницу в конце рабочего дня».

Можно рассказать о сотне разных ситуаций групповизма на примере рэйвов, концертов, школ, автомобильных пробок, аниме и т.д. до бесконечности. Всем хочется найти сообщников, пособников, соисполнителей, чтобы обрести психологическое ощущение понятости и признания. То есть чувство нормальности (которая, конечно, всегда относительна: для кого-то обдолбаться в Мутаборе-норма, для кого-то ужасным кажется просто наблюдать это) (наркотики-это плохо, ни к чему хорошему их употребление не ведет, даже если вы Творец и художник, попробуйте мятный чай с ромашкой-вставляет не хуже).

В чём же суть устройства групповизма, зачем этот механизм придуман обществом? Для выживания. Боже, самой стыдно за банальности, которые я сейчас излагаю! Если я принадлежу клану Риколетти, то клан обеспечивает мне защиту и поддержку; если я смотрю рекламу нового женского парфюма с суперкрасивой моделью-актрисой, я хочу быть как она, я иду за флаконом «Ms. Dior» (терпеть не могу их запах), я прекрасна (утрированный пример); если я поклонница творчества Гайто Газданова (не пугайтесь, вы вряд ли его знаете, но точно должны узнать, вы будете приятно удивлены), и вдруг слышу, как кто-то на мероприятии обсуждает его «Вечер у Клэр», то, конечно, я не удержусь и почувствую волны зарождающейся общности; если зимой принято ходить в теплой обуви, то вид моих кроссовок может вызвать удивление у прохожих и дискомфорт от непохожести на остальных у меня и т.д. Мы постоянно подгоняем «я» под заданные рамки. Не буду лукавить, я та самая, которая не симпатизирует обдолбышам в Мутаборе, не любит «Ms. Dior», не входит ни в какой клан и носит зимой кроссовки в московские холода.

Знаете, почему так случилось? Я терпеть не могу очередей и толп. Я не стою в очереди и не хожу на концерты, потому что вся моя природа противится любой форме конформизма и коллективизма. И, ах, да, по той же самой причине в свои 24 года я не замужем и не имею детей, более того, я не считаю нормой замужество ради замужества и деторождение ради деторождения. Меня пугает это! Не меньше, чем стояние в очереди. И причина не в том, что у меня нет опыта общения с детьми-я из большой семьи, в которой пять детей, старшая я. И, нет, меня не травмировала необходимость нянчиться с младшими братьями и сестрой, я их обожаю и считаю своими, они уважают меня не меньше нашей мамы. Суть в том, что я не делаю, как все: надо замуж за москвича, если ты девушка из региона; надо родить детей, потому что не хочется на выпускном из школы выглядеть как старая тётка и т.д.

Да, современная свобода самопроявления-платья на мужчинах, геи в клубах и парках, квирперсоны в метро и т.д.-позволяет выходить за нарисованные на асфальте линии. Но как бы там ни было, любая социальная система зиждется на традициях, преемственности общепринятых паттернов. Поэтому различные формы групповизма встречаются повсюду и на самом деле сами по себе не наносят вреда (если речь не о встречах неонацистов, нацизм-зло, его идеи-зло, не ходите на их собрания; никакая раса, никакая нация, никакая народность не лучше другой!). Коммунизм, национализм, коллективизм, клановость-всё это формы общего понятия «групповизм». Разница лишь в степени подмены вашего сознания на самосознание группы, в которую вы входите. Согласитесь, любители творчества Паоло Соррентино не подвергают друг друга тирании и не избирают главаря (в силу интеллектуальной самодостаточности). Члены коммунистической партии отличаются особенностями партийного мировоззрения. Французские националисты, выходя на митинги, требуют от выбранного президента борьбы с мигрантами ради блага страны. Коллективизм двора отдельно взятой многоэтажки толкает на сопереживание друг другу в бедах, обсуждение сплетен, совместное времяпрепровождение на лавочках в летний вечер, высаживание на клумбах цветов по весне и подкармливание котов (я живу в таком доме, так что поверьте, остались еще в Москве уютные места а-ля «все друг друга знаем, все в одну школу ходили»).

Легче ли жить, когда находишься в сообществе? Да. Как бы сложно не был устроен мозг, потребности человека как социального существа просты и примитивны: находиться среди сородичей, иметь с ними социальные связи, сидеть на лавке в летний вечер у подъезда, курить с коллегами по офису в обед, тусоваться (как все) в пятницу, носить зимой сапоги, вступать в брак, рожать детей и покупать «Ms. Dior».

Чем старше и умнее я становлюсь, чем больше багажа в моем интеллектуальном опыте, тем меньше у меня друзей для «пути», как в детской песенке: «если с другом вышел в путь, веселей дорога, без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много». Меня настолько много и мне так хорошо с собой, что мне не нужны дополнительные люди, очереди, рейвы, модные мероприятия, пятничные тусовки. Конечно, если мне захочется понаблюдать за происходящим, потанцевать, выпить, с кем-нибудь переспать и забыть, найти новые литературные образы, я с радостью выйду «в свет»; если кто-то из знакомых меня пригласит поесть в каком-нибудь модном месте, я присоединюсь для пополнения впечатлениями событийного пространства вокруг себя. Разница лишь в том, что я не нуждаюсь в нескончаемом групповом взаимодействии. Должно оставаться поле для собственных мыслей и действий, для индивидуального творческого проживания жизни. Например, для меня такое поле измеряется гектарами и должно быть не меньше космодрома; для кого-то это поле размером с лесную опушку, и этому кому-то его достаточно. Но помните о том, как забавно вы выглядите, когда свято служите групповым ценностям в Мутаборе, политической партии или на концерте.

Так что с другом, конечно, иногда весело, но только если не на долго. Погуляли немного и разошлись.