Тридцать лет прошло с момента экстрадиции бывшего лидера ГДР Эрика Хоннекера из Советского Союза в ФРГ.
После объединения Германии руководитель нашел пристанище в СССР, где проживал на территории посольства Чили. Однако вечером 29 июля 1992 года, власти перестроечной России выдали Эриха Хонеккера в ФРГ. Многим свидетелям этого события навсегда запомнилось, как Хоннекер поднял кулак, после чего тёмный автомобиль Volvo с бывшим государственным и партийным лидером ГДР отправился в аэропорт Внуково.
Спустя два часа спецборт с Хонеккером приземлился в Берлине. Больной раком 79-летний Хонеккер по прибытии был арестован и доставлен в тюремную больницу в берлинском районе Моабит. Основное обвинение: убийство людей на внутригерманской границе.
Напомним, что Германская Демократическая Республика (ГДР) была создана в советской оккупационной зоне в 1949 году и просуществовала до воссоединения Германии в 1990 году. Хонеккер возглавлял партию СЕПГ (Социалистическая единая партия Германии) и, соответственно, правительство. Для самого влиятельного человека в ГДР с 1971 года вылет из Москвы стал завершением вынужденной эмиграции, продолжавшейся с 1989 года - сначала он спасался от разгневанных граждан ГДР, затем от правосудия.
Федеральное правительство добилось экстрадиции Хонеккера из России после нескольких месяцев дипломатических переговоров. Через три с половиной месяца после ареста он предстал перед судом. Однако дело Хонеккера и сегодня оставляет многие вопросы без ответов. По сути в Германии не могут найти законной причины преследования Хоннекера.
«Попытка проработать несправедливости ГДР в рамках уголовного права обозначила пределы независимой судебной системы», - витиевато выразился Хансгеорг Бройтигам, судья, занимавшийся делом Хонеккера.
«Проработать полувековую историю с помощью уголовного кодекса не получается», — Историк Томас Кунце
Первую попытку привлечь свергнутого правителя к ответственности - за «государственную измену» и другие преступления - предпринял генеральный прокурор ГДР Ханс-Юрген Йозеф в конце января 1990 года. Полиция подняла Хонеккера, недавно прооперированного в связи со злокачественной опухолью почки, с больничной койки в берлинской клинике «Шарите» и доставила в место лишения свободы. Через несколько часов его отпустили по состоянию здоровья, и расследование продолжилось. Но что дальше?
Хонеккеру и его жене Маргот пришлось освободить свои апартаменты в поселке партийных функционеров Вандлиц под Берлином. Они стали «самыми известными бездомными в ГДР», сказал ответственный за расследование сотрудник уголовного розыска в документальном телефильме на канале ARD. Сами Хонеккеры не понимали происходящего. «Как можно обвинять главу государства в государственной измене, это казалось ирреальным», - сказала Маргот Хонеккер в этом фильме.
Пастор евангелической церкви, на протяжении многих лет подвергавшийся репрессиям как церковный деятель в ГДР, в знак великодушия принял Эриха и Маргот в своем пасторском доме. Рядом собрались толпы людей. «Никакой пощады Хонеккеру», - требовали разъяренные демонстранты перед домом.
Наконец, в начале апреля 1990 года пара укрылась в советском военном госпитале под Берлином. Когда после объединения Германии был выдан ордер на арест Хонеккера за приказ убивать беженцев из ГДР, судебные органы не имели туда доступа. В марте 1991 года Хонеккеры покинули страну: Советский Союз в ходе тайной операции доставил их в Москву и предоставил им убежище. Но с распадом СССР Хонеккер лишился и этого убежища. В конце 1991 года пара в течение 232 дней укрывалась в чилийском посольстве, пока Эрих Хонеккер не был окончательно экстрадирован в Берлин.
С этого момента, по словам судьи Бройтигама, речь шла почти исключительно о здоровье заключенного, больного раком. Бройтигам немедленно заказал медицинские заключения. В сущности, вопрос стоял так: «Имеет ли смысл отдавать под суд человека, который, возможно, не доживёт до вынесения приговора?». Попытку предпринял Берлинский окружной суд - 12 ноября 1992 года там начался основной процесс против Хонеккера и еще пяти бывших функционеров СЕПГ за убийство беженцев.
Но из-за процедурных вопросов до сути дела так и не дошло, сказал Бройтигам. Хонеккер сопротивлялся суду и тюремному заключению средствами правового государства – и выиграл. 12 января 1993 года Конституционный суд Берлина постановил, что человеческое достоинство смертельно больного человека было унижено. Хонеккер был освобождён. Через несколько часов он сел на самолет в Чили, где его жена Маргот находилась после отъезда из Москвы. 29 мая 1994 года Эрих Хонеккер умер в Сантьяго в возрасте 81 года.
Так что же осталось от попытки ФРГ судить руководителей исчезнувшего социалистического государства в соответствии с принципами верховенства закона? Обвинения в «правосудии победителей» звучали долгое время, как и аргумент, согласно которому события времен ГДР не могут оцениваться в соответствии с федеральным немецким законодательством. В свою очередь, представители обвинения выступают в свою защиту. «Я хотел бы решительно отвергнуть обвинения в правосудии победителей», - сказал Бройтигам. «Правосудие победителей, безусловно, выглядело бы иначе». Хонеккер не понёс ответственности, другим обвиняемым были вынесены мягкие приговоры.